ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОЦЕНКЕ АКТОРОВ ПРОЦЕССА |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 316.4 | ||
75-82 | функциональность образования, общество знаний, компетентностная модель образования, компетентностный подход, ключевые компетенции, учебно-познавательные и предпринимательские компетенции, компоненты группы учебно-познавательных и предпринимательских компе |
Уточняется понятие функциональности высшего образования для всех акторов образовательного института. Делается вывод о том, что компетентностная модель, повышающая конкурентоспособность современного образования, должна содержать самостоятельную группу учебно-познавательных и предпринимательских компетенций. Отражены результаты шестиэтапного социологического исследования в целях изучения мнения студентов, преподавателей и работодателей относительно ключевых компетенций, повышающих функциональность образования. На основании материалов исследования предлагается доработка ФГОС ВО на первом уровне высшего образования, конкретизирующая перечень ключевых компетенций, повышающих актуальность образования. |
![]() |
1 . Stehr K. Das Produktivataetsparadox // Wissen-schaft in der Wissengesellshaft / Hrsg. von S. Boeschen, I. Schulz-Schaeffer. - Opladen : Westdeutscher Verl., 2003. S. 77-93. 2 . Экономика и социология знания: итоги и перспективы. Отчеты по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: ИСПИ РАН, 2012. 892 с. 3 . Ереванское коммюнике / Перев. Е.В.Шевченко // Bologna Process - European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_ 2015/112705.pdf. (дата обращения: 19.06.2016). 4 . Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. 5 . Парсонс Т. О структуре социального дейст-вия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с. 6 . Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с. 7 . Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М: HIPPO, 2005. 384 с. 8 . Макклилланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с. 9 . Равен Д. Компетентность в современном обществе. М: Когито-Центр. 2002. 362 с. 10 . White R. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. Vol. 66. № 5. 1959. P. 297-333. 11 . Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М: HIPPO, 2008. 352 с. 12 . Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernfor-men: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut f?r Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S. 111. 13 . Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с. 14 . Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с. 15 . Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. 468 с. 16 . Зимняя И.А. Компетентность человека - но-вое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Книга 2. Компетентность человека - новое качество образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 40 c. 17 . Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 24.06.2016). 18 . Сенашенко В.С. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34-46. 19 . Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции - «пороговая» проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 111-124. 20 . Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 75-82. 21 . Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48-51. 22 . Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3(79). С. 56-63. 23 . Гиль С.С. Предпринимательские компетен-ции: решения для подготовки «рентабельного» выпускника ССУЗА/ВУЗА. Обеспечение соответствия квалификации выпускников новым требованиям экономики. М.: Академический проект, 2015. С. 113-120. 24 . Широкова Г.В, Цуканова ТВ., Богатыре-ва К.А. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия. 2013/2014. 46 c. 25 . Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2003. 584 с. 26 . Зырянов В.В., Караваева Е.В. «Болевые точки» перехода // Аккредитация в образовании. 2013. № 64. С. 30-33. 27 . Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86-95. 28 . Котлобовский И.Б., Караваева Е.В., Зы-рянов В.В., Ковтун Е.Н., Синяков А.В., Телешова И.Г., Коршунов С.В., Сазонов Б.А. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 3-14 29 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Компетент-ностный подход как основа функционального высшего образования в США и Германии: опыт для России // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2(1). С. 25-34. 30 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестник Нижего-родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1(37). С. 107-115. 31 . Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. Vol. 8. No. 1. March 2005. P. 27-46. 32 . Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. - Научно-практический альманах. - Сент. - дек. 2011. С. 45-53. 33 . Дюгай Е.Е. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 7-12. |