Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОЦЕНКЕ АКТОРОВ ПРОЦЕССА


Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4
Страницы
75-82
Ключевые слова
функциональность образования, общество знаний, компетентностная модель образования, компетентностный подход, ключевые компетенции, учебно-познавательные и предпринимательские компетенции, компоненты группы учебно-познавательных и предпринимательских компе

Авторы
Грудзинский А.О.
Палеева О.А.

Место работы
Грудзинский А.О.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоNizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Палеева О.А.
Нижегородский государственный архитектурно-строительныйуниверситетNizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering


Аннотация
Уточняется понятие функциональности высшего образования для всех акторов образовательного института. Делается вывод о том, что компетентностная модель, повышающая конкурентоспособность современного образования, должна содержать самостоятельную группу учебно-познавательных и предпринимательских компетенций. Отражены результаты шестиэтапного социологического исследования в целях изучения мнения студентов, преподавателей и работодателей относительно ключевых компетенций, повышающих функциональность образования. На основании материалов исследования предлагается доработка ФГОС ВО на первом уровне высшего образования, конкретизирующая перечень ключевых компетенций, повышающих актуальность образования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Stehr K. Das Produktivataetsparadox // Wissen-schaft in der Wissengesellshaft / Hrsg. von S. Boeschen, I. Schulz-Schaeffer. - Opladen : Westdeutscher Verl., 2003. S. 77-93.
2 . Экономика и социология знания: итоги и перспективы. Отчеты по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: ИСПИ РАН, 2012. 892 с.
3 . Ереванское коммюнике / Перев. Е.В.Шевченко // Bologna Process - European Higher Education Area. URL: http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_ 2015/112705.pdf. (дата обращения: 19.06.2016).
4 . Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
5 . Парсонс Т. О структуре социального дейст-вия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.
6 . Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с.
7 . Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М: HIPPO, 2005. 384 с.
8 . Макклилланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
9 . Равен Д. Компетентность в современном обществе. М: Когито-Центр. 2002. 362 с.
10 . White R. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. Vol. 66. № 5. 1959. P. 297-333.
11 . Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М: HIPPO, 2008. 352 с.
12 . Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernfor-men: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut f?r Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S. 111.
13 . Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
14 . Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
15 . Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. 468 с.
16 . Зимняя И.А. Компетентность человека - но-вое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Книга 2. Компетентность человека - новое качество образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 40 c.
17 . Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 24.06.2016).
18 . Сенашенко В.С. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34-46.
19 . Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции - «пороговая» проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 111-124.
20 . Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 75-82.
21 . Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48-51.
22 . Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3(79). С. 56-63.
23 . Гиль С.С. Предпринимательские компетен-ции: решения для подготовки «рентабельного» выпускника ССУЗА/ВУЗА. Обеспечение соответствия квалификации выпускников новым требованиям экономики. М.: Академический проект, 2015. С. 113-120.
24 . Широкова Г.В, Цуканова ТВ., Богатыре-ва К.А. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия. 2013/2014. 46 c.
25 . Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2003. 584 с.
26 . Зырянов В.В., Караваева Е.В. «Болевые точки» перехода // Аккредитация в образовании. 2013. № 64. С. 30-33.
27 . Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86-95.
28 . Котлобовский И.Б., Караваева Е.В., Зы-рянов В.В., Ковтун Е.Н., Синяков А.В., Телешова И.Г., Коршунов С.В., Сазонов Б.А. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 3-14
29 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Компетент-ностный подход как основа функционального высшего образования в США и Германии: опыт для России // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2(1). С. 25-34.
30 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестник Нижего-родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1(37). С. 107-115.
31 . Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. Vol. 8. No. 1. March 2005. P. 27-46.
32 . Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. - Научно-практический альманах. - Сент. - дек. 2011. С. 45-53.
33 . Дюгай Е.Е. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 7-12.