ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 37.018.43 | ||
158-167 | дети мигрантов, обучение и адаптация детей мигрантов, проблемы, барьеры и трудности обучения, migrants' children, learning and adaptation of migrants' children, problems, barriers and learning difficulties |
Рассматриваются проблемы обучения, адаптации и интеграции в европейский социум детей мигрантов. Обращается внимание на трудности, барьеры и проблемы этого процесса, связанные с целым рядом социальных противоречий и конфликтов. Особое внимание уделяется таким проблемам, как социокультурная адаптация детей мигрантов, овладение ими языком принимающей страны, их интеграция в принимающий социум, преодоление расовой неприязни с его стороны, взаимодействие с учащимися и педагогами, а также с местными жителями. Дается классификация основных проблем (трудностей), с которыми сталкиваются дети мигрантов. На основании анализа источников, представляющих результаты исследований в странах ЕС, активно принимающих детей мигрантов, приводятся рекомендации, направленные на успешное решение проблем их обучения и адаптации. Анализируются особенности обучения детей мигрантов в Великобритании, где, по мнению авторов, были достигнуты заметные позитивные результаты этого процесса. Показываются современные тенденции, успехи детей мигрантов в обучении и социальные эффекты в образовательной политике Великобритании. Особо выделяется феномен «Лондонского эффекта». |
![]() |
1 . The Education of Migrant Children. An NGO Guide to EU Policies and Actions / J. Huttova, E. Kalaycioglu, L. Molokotos-Liederman. N.Y.: Open Society Foundations, 2010. 2 . Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2012. 213 с. 3 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // СОЦИС. 2013. № 2. С. 80-91. 4 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательно-адаптационные практики трудовых мигрантов и их детей // Социология образования. 2015. № 3. С. 86-100. 5 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательные и адаптационные практики детей мигрантов в условиях межнациональной интолерантности // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1. С. 70-83. 6 . Hien Van Ngo, Schleifer B. Regard sur les enfants et les jeunes immigrants. - URL: canada. metropolis.Net/pdfs/Vanngof.pdf (дата обращения: 23.09.2009). 7 . Education and Migration. Strategies for integrating migrant children in European schools and societies. A synthesis of research findings for policy-makers. Report submitted to the European Commission by рrof. Dr. Friedrich Heckmann, on behalf of the Nesse network of experts. April, 2008. - URL: http://www. nesetweb.eu/sites/default/files/education-and-migration. pdf (дата обращения: 25.07.2015). 8 . At least 1.1m pupils speak English as a second language // The Telegraph. 2014. 12 June. 9 . Reynolds G. The Impacts and Experiences of Migrant Children in UK Secondary Schools. Sussex Centre for Migration Research. Working Paper. 2008. No. 47. 10 . Crawley H. Child first, Migrant second: Ensuring that Every Child Matters. ILPA Policy Paper. February 2006. - URL: www.ilpa.org.uk/publications/ilpa_child_ first.pdf (дата обращения: 25.09.2015). 11 . Arnot М., Gelsthorpe L. Understanding the «new migration age». 03 Feb. 2014. - URL: http://www. cam.ac.uk/research/discussion/understanding-the-new-migration-age (дата обращения: 29.09.2015). 12 . Ackers L., Stalford H. A community for children?: Children, citizenship and internal migration in the European Union. L.: Ashgate, 2004. 312 p. 13 . Anderson B., O’Connell Davidson J. Border Troubles and Invisibility: Child Rights and migration in Europe. Stockholm: Save the Children Sweden, 2005. 14 . Modood T., May S. Multiculturalism and education in Britain: an internally contested debate // International Journal of Educational Research. 2001. № 35. P. 305-317. 15 . The National Curriculum: handbook for primary teachers in England / Department for Education and employment (DfEE), Qualifications and Curriculum Authority (QCA). L.: Stationery Office for DfEE & QCA, 1999. 152 p. 16 . Blanco R., Takemoto C.Y. Inclusion in Schools in Latin America and the Caribbean: The Case of the Chidlren of Haitian Descent in the Dominican Republic // Global Migration and Education: Schools, Children and Families. L. and N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 368 p. 17 . Paton G. Pupils with English as a second language 'outperform native speakers' // The Telegraph. 2014. 05 March. 18 . Statement of Intent 2010 - Addendum (The English Baccalaureate). - URL: http://webarchive. nationalarchives.gov.uk/20130123124929; http://www. education.gov.uk/performancetables/Statement-of-Intent-2010-Addendum.pdf (дата обращения: 12.10.2015). 19 . Paton G. Schools with large migrant intake ‘get better GSCE results’ // The Telegraph. 2014. 12 November. 20 . Clark L. Ethnic diversity 'boosts GCSE results': Cities with large numbers of children from immigrant backgrounds do better because they work harder // MailOnline. 2014. 12 November. 21 . London’s diverse ethnic population explains the success of its schools. 12 November 2014. - URL: http://www.bris.ac.uk/news/2014/november/london-effect.html (дата обращения: 04.10.2015). 22 . Laurence J., Heath A. Predictors of Community Cohesion: Multi-level Modelling of the 2005 Citizenship Survey. L.: Department of Communities and Local Government, 2008. 79 p. 23 . Vertovec S. New complexities of cohesion in Britain: Super-Diversity, Transnationalism and Civil-Integration. June 2007. - URL: http://www. compas.ox.ac.uk/fileadmin/files/Publications/Reports/Vertovec%20-%20new_complexities_of_cohesion_in_ britain.pdf (дата обращения: 10.10.2015). 24 . Graham G. Britain's schools need more resources for 'influx' of immigrant children, chief schools inspector warns // The Telegraph. 2014. 29 October. |