Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.018.43
Страницы
158-167
Ключевые слова
дети мигрантов, обучение и адаптация детей мигрантов, проблемы, барьеры и трудности обучения, migrants' children, learning and adaptation of migrants' children, problems, barriers and learning difficulties

Авторы
Зборовский Гарольд Ефимович
Шуклина Елена Анатольевна

Место работы
Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, ЕкатеринбургUral Federal University

Шуклина Елена Анатольевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, ЕкатеринбургUral Federal University


Аннотация
Рассматриваются проблемы обучения, адаптации и интеграции в европейский социум детей мигрантов. Обращается внимание на трудности, барьеры и проблемы этого процесса, связанные с целым рядом социальных противоречий и конфликтов. Особое внимание уделяется таким проблемам, как социокультурная адаптация детей мигрантов, овладение ими языком принимающей страны, их интеграция в принимающий социум, преодоление расовой неприязни с его стороны, взаимодействие с учащимися и педагогами, а также с местными жителями. Дается классификация основных проблем (трудностей), с которыми сталкиваются дети мигрантов. На основании анализа источников, представляющих результаты исследований в странах ЕС, активно принимающих детей мигрантов, приводятся рекомендации, направленные на успешное решение проблем их обучения и адаптации. Анализируются особенности обучения детей мигрантов в Великобритании, где, по мнению авторов, были достигнуты заметные позитивные результаты этого процесса. Показываются современные тенденции, успехи детей мигрантов в обучении и социальные эффекты в образовательной политике Великобритании. Особо выделяется феномен «Лондонского эффекта».

Загрузить статью

Библиографический список
1 . The Education of Migrant Children. An NGO Guide to EU Policies and Actions / J. Huttova, E. Kalaycioglu, L. Molokotos-Liederman. N.Y.: Open Society Foundations, 2010.
2 . Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2012. 213 с.
3 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // СОЦИС. 2013. № 2. С. 80-91.
4 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательно-адаптационные практики трудовых мигрантов и их детей // Социология образования. 2015. № 3. С. 86-100.
5 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательные и адаптационные практики детей мигрантов в условиях межнациональной интолерантности // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1. С. 70-83.
6 . Hien Van Ngo, Schleifer B. Regard sur les enfants et les jeunes immigrants. - URL: canada. metropolis.Net/pdfs/Vanngof.pdf (дата обращения: 23.09.2009).
7 . Education and Migration. Strategies for integrating migrant children in European schools and societies. A synthesis of research findings for policy-makers. Report submitted to the European Commission by рrof. Dr. Friedrich Heckmann, on behalf of the Nesse network of experts. April, 2008. - URL: http://www. nesetweb.eu/sites/default/files/education-and-migration. pdf (дата обращения: 25.07.2015).
8 . At least 1.1m pupils speak English as a second language // The Telegraph. 2014. 12 June.
9 . Reynolds G. The Impacts and Experiences of Migrant Children in UK Secondary Schools. Sussex Centre for Migration Research. Working Paper. 2008. No. 47.
10 . Crawley H. Child first, Migrant second: Ensuring that Every Child Matters. ILPA Policy Paper. February 2006. - URL: www.ilpa.org.uk/publications/ilpa_child_ first.pdf (дата обращения: 25.09.2015).
11 . Arnot М., Gelsthorpe L. Understanding the «new migration age». 03 Feb. 2014. - URL: http://www. cam.ac.uk/research/discussion/understanding-the-new-migration-age (дата обращения: 29.09.2015).
12 . Ackers L., Stalford H. A community for children?: Children, citizenship and internal migration in the European Union. L.: Ashgate, 2004. 312 p.
13 . Anderson B., O’Connell Davidson J. Border Troubles and Invisibility: Child Rights and migration in Europe. Stockholm: Save the Children Sweden, 2005.
14 . Modood T., May S. Multiculturalism and education in Britain: an internally contested debate // International Journal of Educational Research. 2001. № 35. P. 305-317.
15 . The National Curriculum: handbook for primary teachers in England / Department for Education and employment (DfEE), Qualifications and Curriculum Authority (QCA). L.: Stationery Office for DfEE & QCA, 1999. 152 p.
16 . Blanco R., Takemoto C.Y. Inclusion in Schools in Latin America and the Caribbean: The Case of the Chidlren of Haitian Descent in the Dominican Republic // Global Migration and Education: Schools, Children and Families. L. and N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 368 p.
17 . Paton G. Pupils with English as a second language 'outperform native speakers' // The Telegraph. 2014. 05 March.
18 . Statement of Intent 2010 - Addendum (The English Baccalaureate). - URL: http://webarchive. nationalarchives.gov.uk/20130123124929; http://www. education.gov.uk/performancetables/Statement-of-Intent-2010-Addendum.pdf (дата обращения: 12.10.2015).
19 . Paton G. Schools with large migrant intake ‘get better GSCE results’ // The Telegraph. 2014. 12 November.
20 . Clark L. Ethnic diversity 'boosts GCSE results': Cities with large numbers of children from immigrant backgrounds do better because they work harder // MailOnline. 2014. 12 November.
21 . London’s diverse ethnic population explains the success of its schools. 12 November 2014. - URL: http://www.bris.ac.uk/news/2014/november/london-effect.html (дата обращения: 04.10.2015).
22 . Laurence J., Heath A. Predictors of Community Cohesion: Multi-level Modelling of the 2005 Citizenship Survey. L.: Department of Communities and Local Government, 2008. 79 p.
23 . Vertovec S. New complexities of cohesion in Britain: Super-Diversity, Transnationalism and Civil-Integration. June 2007. - URL: http://www. compas.ox.ac.uk/fileadmin/files/Publications/Reports/Vertovec%20-%20new_complexities_of_cohesion_in_ britain.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
24 . Graham G. Britain's schools need more resources for 'influx' of immigrant children, chief schools inspector warns // The Telegraph. 2014. 29 October.