ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ |
научная статья | 378.811 | ||
164-168 | рефлексия, рефлексивная компетенция, деятельностный подход, критическая рефлексия, рефлексивная деятельность, субъект рефлексии, матрица рефлексивной деятельности педагога, reflection, reflexive competence, activity approach, critical reflection, reflexiv |
Рассматриваются вопросы, связанные с развитием рефлексивной компетенции. Изучаются различные подходы к определению и структуре рефлексии. Выявляется, что компетенция формируется в результате проведения педагогами критического осмысления своей профессиональной деятельности. Рассматриваются модели организации рефлексивной деятельности педагогов. Описывается матрица рефлексивной деятельности для индивидуальной педагогической рефлексии или рефлексии в группах. |
![]() |
1 . Ушева Т.Ф. Рефлексия как ключевая компетенция будущего педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9 (44). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 65-73. 2 . Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с. 3 . Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 1 (45). С. 62-66. 4 . Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М. Никольской; ред. Ю.С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. 192 с. 5 . Erault M. Schon shock: a case for reframing reflection in action // Teachers and teaching. 1995. (1). Р. 9-22. 6 . Mezirow J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco: Jossey Bass, 2000. 371 p. 7 . Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: Монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 224 с. 8 . Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореферат дис.. канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. 20 с. 9 . Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 35-40. 10 . Peters J.M. Instructors-as-researcher - and-theorists: faculty development in a community college // Training and Professional Development in Adult and Continuing Education / R. Benn, R. Fieldhouse (eds.). Exeter: CRCE, 1994. Р. 94-101. 11 . Brookfield S.D. Becoming a Critically Reflective Teacher. San Francisco: Jossey-Bass, 1995. 298 р. 12 . Smyth J. A critical pedagogy of classroom practice // Journal of Curriculum Studies. 1989. 21,6. Р. 483-502. 13 . Willis P. Looking for what it’s really like: phenomenology in reflective practice // Studies in Continuing Education. 1999. 21, 1. Р. 91-112. 14 . Korthagen F.A.J., Vasalos A. From reflection to presence and mindfulness: 30 years of developments concerning the concept of reflection in teacher education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kernreflectie.nl/Media/pdf/EARLI %20paper.pdf (дата обращения 15.01.2015). 15 . Pappas P. The reflexive teacher: the taxonomy of reflection. Part 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peterpappas.com/2010/01/reflec-tive-teacher-taxonomy-reflection.html (дата обращения 17.02.2015). 16 . Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). 2010. № 3. С. 203-206. |