Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.811
Страницы
164-168
Ключевые слова
рефлексия, рефлексивная компетенция, деятельностный подход, критическая рефлексия, рефлексивная деятельность, субъект рефлексии, матрица рефлексивной деятельности педагога, reflection, reflexive competence, activity approach, critical reflection, reflexiv

Авторы
Золотова Марина Вианоровна
Ваганова Наталья Вячеславовна

Место работы
Золотова Марина Вианоровна
Нижегородский госуниверситет им. Н.В. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Ваганова Наталья Вячеславовна
Нижегородский госуниверситет им. Н.В. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod


Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с развитием рефлексивной компетенции. Изучаются различные подходы к определению и структуре рефлексии. Выявляется, что компетенция формируется в результате проведения педагогами критического осмысления своей профессиональной деятельности. Рассматриваются модели организации рефлексивной деятельности педагогов. Описывается матрица рефлексивной деятельности для индивидуальной педагогической рефлексии или рефлексии в группах.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Ушева Т.Ф. Рефлексия как ключевая компетенция будущего педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9 (44). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 65-73.
2 . Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
3 . Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 1 (45). С. 62-66.
4 . Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М. Никольской; ред. Ю.С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
5 . Erault M. Schon shock: a case for reframing reflection in action // Teachers and teaching. 1995. (1). Р. 9-22.
6 . Mezirow J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco: Jossey Bass, 2000. 371 p.
7 . Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: Монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 224 с.
8 . Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореферат дис.. канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. 20 с.
9 . Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6 (1). С. 35-40.
10 . Peters J.M. Instructors-as-researcher - and-theorists: faculty development in a community college // Training and Professional Development in Adult and Continuing Education / R. Benn, R. Fieldhouse (eds.). Exeter: CRCE, 1994. Р. 94-101.
11 . Brookfield S.D. Becoming a Critically Reflective Teacher. San Francisco: Jossey-Bass, 1995. 298 р.
12 . Smyth J. A critical pedagogy of classroom practice // Journal of Curriculum Studies. 1989. 21,6. Р. 483-502.
13 . Willis P. Looking for what it’s really like: phenomenology in reflective practice // Studies in Continuing Education. 1999. 21, 1. Р. 91-112.
14 . Korthagen F.A.J., Vasalos A. From reflection to presence and mindfulness: 30 years of developments concerning the concept of reflection in teacher education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kernreflectie.nl/Media/pdf/EARLI %20paper.pdf (дата обращения 15.01.2015).
15 . Pappas P. The reflexive teacher: the taxonomy of reflection. Part 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peterpappas.com/2010/01/reflec-tive-teacher-taxonomy-reflection.html (дата обращения 17.02.2015).
16 . Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). 2010. № 3. С. 203-206.