ДОЖИНКИ ПО-БЕЛОРУССКИ: ОТ РИТУАЛА К КАРНАВАЛУ |
научная статья | 130.1 | ||
81-87 | Дожинки, секуляризация, теория ритуала, современные обряды, современная религиозность |
Дожинки (Дажынкi) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и советскую секуляризацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня. С 1996 года на государственном уровне Дожинки отмечаются как «Республиканский фестиваль-ярмарка работников села Дожинки», это событие республиканского значения. В статье дан анализ трансформации религиозного ритуала в секулярное мероприятие, активно используемое государством для общения с гражданами и легитимации власти. |
![]() |
1 . Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 591 с. 2 . Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологическое исследование // К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1970. 3 . Шпилевский П. Обряды крестьян Витебской и Минской губерний при уборке хлеба с полей // Пантеон. 1853. Т. 9. Кн. 6. 4 . Хрышчанович Л.У. Беларуския народныя святы, звычаи, абрады. Менск: БДУ, 1992. 137 с. 5 . Сысоў У.М. З крынiц спрадвечных. Мiнск: Вышэйшая школа, 1997. 307 с. 6 . Замляробчы календар. Абрады и звычаi / Пад рэд. А.С. Фядосика. Мн., 2003. 195 с. 7 . Лiцвiнка В. Святы i абрады беларусаў. 2-е выд. Мн., 1998. 200 с. 8 . Касцюкавец Л.П. Бларускія народныя абрады. Мн.: Беларусь, 1994. 151 с. 9 . Чикин И. Почему вредны для крестьянина религиозные праздники, обычаи и обряды. Брянск: Красный матрос, 1927. 171 с. 10 . Алексеев Н.И., Носова Г.А. Новому гражданину – новые обряды. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1995. 290 с. 11 . Прилуцкий А.М. Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2012. № 2 (26). С. 135–139. |