Оценивая онтологические подходы к пониманию феномена духовности как такового, прежде всего необходимо обратить внимание на связь феномена духовности с природным началом. При внимательном рассмотрении обнаруживается, насколько тесно онтология духовности переплетена с процессом познания мира. Человеческая духовность, обретающая ярко творческий вид, многосторонне описана Н. Бердяевым. Творческий акт может быть свершен ради добра и блага, потому-то критерием для добродетельной сущности творчества как раз и оказывается духовность. Этот акцент переводит понятие духовности из диалектики природы в диалектику нравственных отношений. Переплетение онтологических, гносеологических и этических аспектов понимания духовности отчетливо обнаруживается в исследованиях природы искусства. В нем человек оказывается причастным к духовному созиданию окружающей его действительности.
|