СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМАТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ |
научная статья | |||
76-85 | цифровая трансформация, стратегический менеджмент, бизнес-модели |
В условиях стремительного развития цифровых технологий и их интеграции в экономическую деятельность организаций стратегический менеджмент сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям. Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на сущность, концепции, подходы, механизмы и методы стратегического управления, что требует пересмотра традиционных моделей и разработки новых подходов. В представленной статье исследуются современные особенности стратегического менеджмента, включая методы и формы его реализации на основе цифровых решений. Основной целью исследования является разработка теоретических и методологических основ совершенствования моделей стратегического управления организациями в условиях цифровой трансформации бизнеса. В ходе исследования были выявлены ключевые управленческие тренды, характерные для организаций, внедряющих цифровые технологии, уточнены основополагающие идеи и принципы новых систем менеджмента, лежащих в основе современных бизнес-моделей управления организациями, определены ключевые особенности стратегического управления в контексте цифровой трансформации с учетом современных трендов и выявленных основополагающих принципов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления в организациях, стремящихся к успешной цифровой трансформации. Предложенные теоретические и методологические положения способствуют углублению научного понимания процессов цифровой трансформации и их влияния на стратегическое управление, а также формируют основу для дальнейших исследований в данной области. |
![]() |
1 . Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB7 9I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf 2 . Атурин В.В., Мога И.С., Смагулова С.М. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика // Управленец. 2020. Т. 11. № 2. С. 67-76. 3 . Хачатурян М.В., Кличева Е.В. Особенности стратегического управления цифровыми бизнес-моделями и рисками организаций в современных условиях // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 295-300. 4 . Башмаков Д.В., Яковлева А.О. Особенности управления проектами цифровой трансформации организаций // Инновации и инвестиции. 2023. № 9. С. 175-181. 5 . Кочетков Е.П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 4. С. 330-341. DOI: 10.17747/2618-947X-2019-4-330-341. 6 . Cascio J. Facing the age of chaos. URL: https://ageofbani.com/2022/04/bani-and-chaos/(дата обращения: 09.10.2024). 7 . Стоянова О.В., Лезина Т.А., Иванова В.В. Стратегическое управление компанией в условиях цифровой трансформации: анализ концепций, подходов и методов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2022. Т. 21. № 3. С. 370-394. 8 . Fattakhov Kh.I., Brusakova I.A., Silenov M.A. Life Cycle of Products and Services in Digital Technology Enterprises // Proceedings of the 2021 IEEE International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies» (IT& QM&IS), Yaroslavl, 06-10 Sept. 2021. Yaroslavl, 2021. P. 31-34. DOI: 10.1109/ITQMIS53292. 2021.9642892. 9 . Ismail S., Malone M.S., Van Geest Y. Exponential Organizations: Why New Organizations are Ten Times Better, Faster, and Cheaper Than Yours (and what to do about it) / Foreword and afterword by P.H. Diamandis. Diversion Publishing, 2014. 328 p. (A Singularity University Book). 10 . Фаттахов Х.И., Силенов М.А. Управление жизненным циклом продуктов и услуг в цифровой экономике // Инновации. 2021. № 6 (272). С. 16-22. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.272.6.003. 11 . Сагинов Ю.Л., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. Экономика распределенного пользования: основные понятия, определения, характеристики // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1403-1424. DOI: 10.18334/vinec.10.3.110726. 12 . Криштаносов В.Б. Цифровая экономика: современные направления, динамика развития, вызовы // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2020. № 1 (232). С. 13-30 13 . Соколова И.С., Гальдин А.А. Практическое применение искусственного интеллекта в условиях цифровой экономики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2018. № 2 (26). С. 71-79. 14 . Апатова Н.В., Бойченко О.В., Гайдатов А.В. [и др.] Цифровая экономика: информационные технологии и модели: Монография / Под науч. ред. Н.В. Апатовой. Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. 306 с. (Цифровая экономика). 15 . Prinz N., Huber M., Riedinger C., Rentrop Ch. Citizen Development as a Driver of Digital Transformation - Current Approaches of Low-Code Development Platform Adoption // HMD Praxis der Wirtschaftsinformatik. 2024. 61. Р. 1115-1135. DOI: 10.1365/s40702-023-01021-8 16 . Еремина И.Ю., Володин А.А. Управление методом амбициозных целей: как работает OKR (objectives and key results) // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019. № 11. С. 52-58. 17 . Александров Д.С., Яруськина Е.Т. Методология управления проектами Agile // Технические и естественно-научные достижения современности: актуальные вопросы и разработки: Сборник научных статей. Волгоград: ООО «Сфера», 2024. С. 10-12. 18 . Апатова Н.В. Индивидуализация и глобализация в цифровой экономике // Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации: Сборник научных статей / Под ред. М.Л. Альпидовской, С.А. Толкачева. Т. 1. Краснодар: Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2018. С. 165-173. 19 . Култышев А.Ю. Анализ и совершенствование конструкции основного и вспомогательного оборудования паротурбинных установок // Турбины и дизели. 2023. № 2 (107). С. 46-52. 20 . Колобов А.В., Ласковая А.К., Тарасов А.Ю., Подунов Н.А. Бизнес-система как подход к обеспечению непрерывного развития организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2022. № 4. С. 101-109. 21 . Мокеева И.А. Виртуальная и дополненная реальность как инструмент цифровой экономики // Новая экономика и региональная наука. 2018. № 3 (12). С. 148-150. 22 . Тесленко И.Б., Аванесян Н.Л. Развитие цифровой экономики: big data // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 4. С. 140-148. 23 . Агджоян К.А. Бережливое производство как одна из основных целей цифровой трансформации экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 11-1(105). С. 18-20. DOI: 10.24412/2411- 0450-2023-11-1-18-20. 24 . Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. 3-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 320 с. 25 . Мозговой А.И., Кузина Г.П., Крылов А.Н. Организационно-экономические проблемы цифровой трансформации бизнеса российских предприятий и пути их решения // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 5. DOI: 10.15862/01ECVN522. 26 . Лобарева Н.В., Сиганьков А.А. Управление бизнес-процессами для достижения стратегических целей предприятия в условиях цифровой трансформации // Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: Сборник трудов Национальной научно-практической конференции, Москва, 10-11 ноября 2022 года / Под ред. С.У. Увайсова. М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2022. С. 601-605. 27 . Евтодиева Т.Е. Применение цифровых технологий в логистике // Вызовы цифровой экономики: точки прорыва в социально-экономическом развитии России и ее регионов: Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции, Ступино, 21-22 февраля 2019 года. Ступино: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2019. С. 77-84. 28 . Fattakhov Kh.I., Dautov R.S. Optimization of production logistics parameters in the digital economy // Revista san gregorio. 2018. Issue 23. Special Edition. July. P. 132-139. 29 . Орехова С.В., Плахин А.Е. Метавселенные: переход к новой бизнес-модели или образ будущего? // Управленец. 2023. Т. 14. № 2. С. 35-46. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-2-3. 30 . Bondarenko V.M. Digital Economy: A Vision From The Future // Journal of Economic Science Research. 2020. Vol. 3. № 1. P. 16-23. DOI 10.30564 /jesr.v3i1.1402 31 . Гоголева Т.Н., Матершева В.В., Юрова Е.С. Экономика доверия, клиентоцентричность и Lovemark // Системное моделирование социально-экономических процессов: Труды 46-й Международной научной школы-семинара, Уфа, 09-15 октября 2023 года. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2024. С. 177-180. DOI: 10.5281/zenodo.10940062. 32 . Слуцкий М.Г., Макаров В.В., Александров М.А. Формирование новых корпоративных ценностей и ключевых компетенций в процессе цифровой трансформации телекоммуникационной компании // Журнал правовых и экономических исследований. - 2022. № 3. С. 254-259. DOI: 10.26163/GIEF. 2022.23.72.038. 33 . Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Соколов В.А. В2В для цифровой эмпатии // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 5-1. С. 159-163. 34 . Орехова С.В., Мисюра А.В., Баусова Ю.С. Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 3. С. 160-181. 35 . Братченко С.А. «Сценарный менеджмент»: связь стратегии и тактики // Управленческие науки. 2016. Т. 6. № 4. С. 62-67. 36 . Маршев В.И., Архипов И.С. «Сценарный менеджмент» как новая парадигма управления // История управленческой мысли и бизнеса «Сценарный менеджмент: истоки, проблемы, решения»: Материалы XVIII Международной конференции. Москва, 29 июня - 01 июля 2017 года. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (экономический факультет), 2017. С. 144-155. |