РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ |
научная статья | 373.1 | ||
279-287 | универсальные учебные действия, проектная деятельность, коммуникация, структура деятельности, приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий, методика обучения физике |
Обосновывается необходимость поиска ответа на вопрос: каким образом результативно развивать универсальные учебные действия у школьников, возможно ли какую-то группу универсальных учебных действий сделать основополагающей? Материалы исследования (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований и нормативных документов по исследуемой проблеме) были использованы для выделения основных признаков понятия «универсальные учебные действия». В ходе исследования использовались такие методы, как наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, методы математической статистики, метод экспертной оценки, изучение образовательных результатов и продуктов деятельности обучающихся, осуществлялись обобщение и систематизация полученных материалов. В результате исследования выделены признаки универсальных учебных действий (сознательность использования их в процессе деятельности, универсальность и др.) и на их основе уточнено понятие универсальных учебных действий. Создана модель формирования универсальных учебных действий у школьников (на примере процесса обучения физике), в которой предлагается использовать расширение коммуникативного образовательного пространства, обеспечение целостности структуры деятельности школьника, включение его в техническую и социальную коммуникацию, активизацию использования научного стиля его речи. На основе модели разработана методика формирования универсальных учебных действий школьников, включающая комплекс приемов, использование которого позволяет обеспечить структуру учебной деятельности школьников во всех ее видах и формах (классной, внеклассной работе, проектной деятельности). В ходе исследования доказана целесообразность и результативность развития универсальных учебных действий школьников в процессе обучения физике при условии приоритетного развития коммуникативных универсальных учебных действий. |
![]() |
1 . Батищев Г.С. Избранные произведения / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт фи- лософии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. 880 с. 2 . Щедровицкий Г.П. Мышление - Понимание - Рефлексия. М.: Изд-во «Наследие ММК», 2005. 800 с. 3 . Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с. 4 . Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с. 5 . Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 112 с. 6 . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич- ность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 352 с. 7 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с. 8 . Зуев П.В. Праксеологические основы преобра- зовательно-инновационной деятельности // В кн.: Со- здание системы естественнонаучной и технологиче- ской подготовки молодежи к инновационной деятель- ности: Монография / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало. Екатеринбург: [б. и.], 2013. С. 31-48. 9 . Малышева И.В. Среда как фактор развития ре- бенка. Текст электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 4 (апрель). С. 106-110. URL: http://e-koncept.ru/2015/15110.htm. (дата обращения: 11.05.2024). 10 . Платонов К.К. Структура и развитие лично- сти. М.: Наука, 1986. 256 с. 11 . Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009. 448 с. 12 . Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 48 с. 13 . Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Из- дательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. 320 с. 14 . Engestr?m Y. Learning by expanding: An ac- tivity theoretical approach to development research. Second edition. Cambridge University Press, 2015. URL: https://books.google.ru/books?id=a6CTBQAAQ BAJ&pg=PA63&hl=ru&source=gbs_selected_pages& cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 09.05.2019). 15 . Указ Губернатора Свердловской области № 453-УГ от 06 октября 2014 г. «О комплексной программе «Уральская инженерная школа»». URL: http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/p453.pdf (дата обращения: 11.05.2024). 16 . Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 218 с. |