ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ |
научная статья | 378.016:004.89:747.012 | ||
272-278 | дизайн, подготовка дизайнеров, генеративный искусственный интеллект, высшее образование, курсы, генерация текстов и изображений, междисциплинарность |
Рассматриваются перспективы применения технологий генеративного искусственного интеллекта в профессиональной подготовке дизайнеров. Исследуются передовые примеры мировой практики внедрения технологий ИИ в различные уровни дизайн-образования, от онлайн-курсов до докторантуры, их содержательные аспекты, а также возможные риски и ограничения. Описана рефлексивная практика собственного опыта внедрения автором технологий генеративного ИИ в педагогическую деятельность в рамках бакалаврской программы по направлению «Дизайн». Определены возможные форматы и примерное содержание курса по пользовательскому применению технологий генеративного ИИ в профессиональной подготовке дизайнеров. |
![]() |
1 . Назаров Ю.В., Попова В.В. Искусственный ин- теллект и дизайн // Декоративное искусство и пред- метно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2021. № 2-2. С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46239920 (дата обращения: 15.02.2024). 2 . Laupichler M.C., Aster A., Schirch J., Raupach T. Artificial intelligence literacy in higher and adult educa- tion: A scoping literature review // Computers and Edu- cation: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. 100101. https://doi.org/10.1016/j.caeai. 2022.100101. 3 . Stracke C., Chounta I.-A., Holmes W. et al. A stand- ardised PRISMA-based protocol for systematic reviews of the scientific literature on Artificial Intelligence and educa- tion (AI&ED) // Journal of Applied Learning & Teaching. 2023. Vol. 6. № 2. Р. 64-70. https://doi.org/10.37074/ jalt.2023.6.2.38. 4 . Luckin R., Cukurova M., Kent C., du Boulay B. Em- powering educators to be AI-ready // Computers and Educa- tion: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. 100076. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100076. 5 . Sevnarayan K., Potter M.A. Generative Artificial In- telligence in distance education: Transformations, challeng- es, and impact on academic integrity and student voice // Journal of Applied Learning and Teaching. 2024. Vol. 7. № 1. https://doi.org/10.37074/jalt.2024.7.1.41. 6 . AI + Design Symposium: Learning from AI [Электронный ресурс]. URL: https://samfoxschool. wustl.edu/calendar/events/1072-ai-design-symposium-le arning-from-ai (дата обращения: 20.04.2024). 7 . Aouf R.S. Algorithm designs seven million differ- ent jars of Nutella [Электронный ресурс]. URL: https:// www.dezeen.com/2017/06/01/algorithm-seven-million-dif ferent-jars-nutella-packaging-design/ (дата обращения: 18.03.2024). 8 . Петросян Л.Э., Квасова В.О. Перспективы раз- вития компетенций работы с нейросетями у студен- тов дизайнерских факультетов // Инженерное образова- ние в цифровом обществе: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 14 марта 2024 г. В 2 ч. Ч. 2 / Редкол. Е.Н. Шнейдеров [и др.]. Минск, 2024. С. 182-187. URL: https://libeldoc.bsuir.by/ bitstream/123456789/55024/1/Petrosyan_Prospects.pdf (да- та обращения: 10.03.2024). 9 . MPhil/PhD in Creative Computing [Электронный ресурс]. URL: https://www.arts.ac.uk/creative- computing-institute/courses/mphil-and-phd-in-creative-c omputing (дата обращения: 15.04.2024). 10 . AI Generated Art: An Investigation into Compu- tational Creativity [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntu.ac.uk/study-and-courses/postgraduate/p hd/phd-opportunities/find-a-phd-opportunity/projects/art -design/ai-generated-art-an-investigation-into-computat ional-creativity (дата обращения: 10.03.2024). 11 . Master in Design for Responsible AI [Электрон- ный ресурс]. URL: https://www.elisava.net/en/masters/ master-design-responsible-artificial-intelligence/#:~:text =The%20Master%20in%20Design%20for,and%20storyt elling%2C%20and%20strategic%20decision%2D (дата обращения: 13.04.2024). 12 . Duffalo A. Generative AI contributes to land- scape architecture students' design process [Электрон- ный ресурс]. URL: https://www.arch.virginia.edu/ news/generative-ai-contributes-to-landscape-architecture- students-design-process (дата обращения: 10.04.2024). 13 . Design and Artificial Intelligence (DAI) [Элек- тронный ресурс]. URL: https://dai.sutd.edu.sg/ (дата обращения: 13.04.2024). 14 . Comprehensive Media Education with Focus on Creative AI, Game Development, Web Development and UX Design [Электронный ресурс]. URL: https://fh- ooe.at/en/degree-programs/media-technology-and-design- bachelor (дата обращения: 09.04.2024). 15 . Heckel J. Design students’ use of AI in projects teaches career skills [Электронный ресурс]. URL: https://news.illinois.edu/view/6367/436842224 (дата обращения: 18.04.2024). 16 . Generative AI in the context of art and design [Электронный ресурс]. URL: https://www.fhnw.ch/en/ continuing-education/art-and-design/modules/generative -ai-in-the-context-of-art-and-design (дата обращения: 18.04.2024). 17 . Artificial Intelligence in Contemporary Design Prac- tice [Электронный ресурс]. URL: https://www.gsd. har- vard.edu/course/artificial-intelligence-in-contemporary-des ign-practice-spring-2021/ (дата обращения: 18.04.2024). 18 . Design with AI [Электронный ресурс]. URL: https://courses.newschool.edu/courses/PSDS3720/ (дата обращения: 18.04.2024). 19 . Certificate Course in AI Design [Электронный ресурс]. URL: https://www.enrole.com/prattscps/jsp/ certificate.jsp?categoryId=49FECED8&certificateId=AI (дата обращения: 12.04.2024). 20 . Creativity and AI Specialization [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/specializations/ creativity-ai (дата обращения: 12.04.2024). 21 . AI Powered Graphic Design - Midjourney, Fire- fly, GPT, Bard [Электронный ресурс]. URL: https:// www.udemy.com/course/ai-powered-graphic-design-mid journey-firefly-gpt-bard/ (дата обращения: 11.04.2024). 22 . May T. AI and Design Education: how students are incorporating AI tools into their work [Электронный ресурс]. URL: https://www.creativeboom.com/resour ces/ai-and-design-education/ (дата обращения: 12.04.2024). 23 . Specialist Diploma in AI Solutions Development (PCT) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tp. edu.sg/schools-and-courses/adult-learners/all-courses/pa rt-time-diploma-post-diploma-courses/specialist-diploma- in-ai-solutions-development.html (дата обращения: 18.04.2024). 24 . «Temasek Polytechnic uses new generative AI to teach design students». Видео из YouTube. 7:33. За- гружено «CNA». 3.01.2024. URL: https://www.you tube.com/watch?v=DV1AwOiVowM 25 . Artificial Intelligence Institutional Statement [Электронный ресурс]. URL: https://campus.collegefor creativestudies.edu/academic-affairs/artificial-intelligence- institutional-statement/ (дата обращения: 17.04.2024). 26 . Meron Y., Tekmen Araci Y. Artificial intelligence in design education: evaluating ChatGPT as a virtual col- league for post-graduate course development // Design Science. 2023. Vol. 9. e30. https://doi.org/10.1017/dsj. 2023.28. |