ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ |
научная статья | 378.4 | ||
266-271 | совместные образовательные программы, двойные дипломы, сетевые программы, академическая мобильность, международное сотрудничество, инженерные вузы, интернационализация |
Авторы описывают модель программы двойных дипломов, разработанной для студентов инженерных направлений подготовки с привлечением к сотрудничеству промышленных партнеров. Выделены целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты модели, а также критерии эффективности ее функционирования. Актуальность исследования обусловлена направленностью российских университетов на разработку конкурентоспособных образовательных программ для формирования кадрового потенциала наукоемких и высокотехнологичных отраслей, а также обеспечения высококвалифицированными специалистами российских предприятий нефтегазохимической отрасли. Соответственно, целевой компонент модели заключается в трудоустройстве выпускников программы двойных дипломов на ведущих отечественных предприятиях реального сектора экономики через решение задач, связанных с документальным обеспечением функционирования программы, проведением конкурсного отбора и подготовкой участников, организацией академической мобильности студентов, обеспечением образовательного процесса и контролем успеваемости участников. Методологической основой исследования выступают методы анализа, наблюдения, сравнения. Для проведения сравнительного анализа в статье рассмотрен опыт российских университетов по реализации совместных международных образовательных программ. При описании модели авторы опирались на системный и деятельностный подходы, руководствовались основами педагогического проектирования и моделирования. |
![]() |
1 . Горылев А.И. Программы двойных дипломов как способ модернизации российского высшего об- разования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 118-125. 2 . Олейникова О.Н., Горылев А.И. Некоторые теоретические особенности систематизации между- народных совместных образовательных программ // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 7-13. 3 . Зарипова Р.С., Гумеров Г.Х., Шахгириева З.И. Роль академической мобильности студентов в про- цессе интернационализации высшего образования // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 1. С. 75-86. 4 . Разинкина Е.М. Инструменты преодоления разрывов между требованиями рынка труда и воз- можностями системы высшего образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2024. № 1 (33). С. 51-58. 5 . Хэ Ч. Сотрудничество Китая и России в сфере образования: проблемы и перспективы // Заметки ученого. 2023. № 5-1. С. 146-151. 6 . Ростовская Т.К., Рязанцев С.В., Скоробогато- ва В.И. Создание нормативно-правовых и институ- циональных условий развития образовательной ми- грации в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 35-47. 7 . Мельникова А.Я., Зубкова Я.В., Мельников Д.Д. Реализация сетевых образовательных программ в системе высшего образования // Проблемы совре- менного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 207-209. 8 . Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н. Академи- ческое сотрудничество России и Вьетнама: систем- ный подход // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 81-82. 9 . Образовательные программы [Электронный ресурс] / Российский университет дружбы народов. Режим доступа: https://www.rudn.ru/education/educa tional-programs?second_diploma=second_diploma (дата обращения: 15.06.2024). 10 . Программы двойного диплома [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Режим доступа: https:// www.spbstu.ru/international-cooperation/international-edu cational-programs/dual-degree-programs/ (дата обра- щения: 15.06.2024). 11 . Международные двойные дипломы [Элек- тронный ресурс] / Новосибирский государственный университет. Режим доступа: https://www.nsu.ru/n/edu cation/programs/double-degree/#prog_ensmp-vysshaya- shkola-ekol-de-min-paritekh (дата обращения: 1.06.2024). 12 . МФТИ и Гренобльский технологический ин- ститут [Электронный ресурс] / Московский физико- технический институт. Режим доступа: https://old. mipt.ru/education/joint_programs/grenoble.php (дата обращения: 15.06.2024). 13 . Совместная магистерская программа РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Французского ин- ститута нефти [Электронный ресурс] / РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Режим доступа: https:// www.gubkin.ru/departaments/international_activity/ma sterprogs/Flyer_Chemistry_Ru.pdf (дата обращения: 15.06.2024). 14 . Китайско-российский инженерный институт [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ». Режим доступа: https://kai.ru/web/upravlenie-koordinacii- obrazovatelnyx-proektov/krii (дата обращения: 1.06.2024). 15 . Гусева А.Х. Педагогическая практика удален- ного учебного процесса (на примере программ меж- дународного образовательного сотрудничества) // Педагогическое образование. 2023. № 4. С. 150-155. 16 . Сухристина А.С., Султанова Д.Ш., Эбель А.О. Англоязычные образовательные программы как средство повышения привлекательности отечествен- ных инженерных университетов // Бизнес. Образова- ние. Право. 2022. № 4 (61). С. 485-490. 17 . Зиятдинова Ю.Н. Индивидуализация иноязыч- ной подготовки студентов в инженерном вузе // Биз- нес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 323-327. |