Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.4
Страницы
266-271
Ключевые слова
совместные образовательные программы, двойные дипломы, сетевые программы, академическая мобильность, международное сотрудничество, инженерные вузы, интернационализация

Авторы
Сухристина А.С.
Султанова Д.Ш.

Место работы
Сухристина А.С.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University

Султанова Д.Ш.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University


Аннотация
Авторы описывают модель программы двойных дипломов, разработанной для студентов инженерных направлений подготовки с привлечением к сотрудничеству промышленных партнеров. Выделены целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты модели, а также критерии эффективности ее функционирования. Актуальность исследования обусловлена направленностью российских университетов на разработку конкурентоспособных образовательных программ для формирования кадрового потенциала наукоемких и высокотехнологичных отраслей, а также обеспечения высококвалифицированными специалистами российских предприятий нефтегазохимической отрасли. Соответственно, целевой компонент модели заключается в трудоустройстве выпускников программы двойных дипломов на ведущих отечественных предприятиях реального сектора экономики через решение задач, связанных с документальным обеспечением функционирования программы, проведением конкурсного отбора и подготовкой участников, организацией академической мобильности студентов, обеспечением образовательного процесса и контролем успеваемости участников. Методологической основой исследования выступают методы анализа, наблюдения, сравнения. Для проведения сравнительного анализа в статье рассмотрен опыт российских университетов по реализации совместных международных образовательных программ. При описании модели авторы опирались на системный и деятельностный подходы, руководствовались основами педагогического проектирования и моделирования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Горылев А.И. Программы двойных дипломов как способ модернизации российского высшего об- разования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 118-125.
2 . Олейникова О.Н., Горылев А.И. Некоторые теоретические особенности систематизации между- народных совместных образовательных программ // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 7-13.
3 . Зарипова Р.С., Гумеров Г.Х., Шахгириева З.И. Роль академической мобильности студентов в про- цессе интернационализации высшего образования // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 1. С. 75-86.
4 . Разинкина Е.М. Инструменты преодоления разрывов между требованиями рынка труда и воз- можностями системы высшего образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2024. № 1 (33). С. 51-58.
5 . Хэ Ч. Сотрудничество Китая и России в сфере образования: проблемы и перспективы // Заметки ученого. 2023. № 5-1. С. 146-151.
6 . Ростовская Т.К., Рязанцев С.В., Скоробогато- ва В.И. Создание нормативно-правовых и институ- циональных условий развития образовательной ми- грации в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 35-47.
7 . Мельникова А.Я., Зубкова Я.В., Мельников Д.Д. Реализация сетевых образовательных программ в системе высшего образования // Проблемы совре- менного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 207-209.
8 . Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н. Академи- ческое сотрудничество России и Вьетнама: систем- ный подход // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 81-82.
9 . Образовательные программы [Электронный ресурс] / Российский университет дружбы народов. Режим доступа: https://www.rudn.ru/education/educa tional-programs?second_diploma=second_diploma (дата обращения: 15.06.2024).
10 . Программы двойного диплома [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Режим доступа: https:// www.spbstu.ru/international-cooperation/international-edu cational-programs/dual-degree-programs/ (дата обра- щения: 15.06.2024).
11 . Международные двойные дипломы [Элек- тронный ресурс] / Новосибирский государственный университет. Режим доступа: https://www.nsu.ru/n/edu cation/programs/double-degree/#prog_ensmp-vysshaya- shkola-ekol-de-min-paritekh (дата обращения: 1.06.2024).
12 . МФТИ и Гренобльский технологический ин- ститут [Электронный ресурс] / Московский физико- технический институт. Режим доступа: https://old. mipt.ru/education/joint_programs/grenoble.php (дата обращения: 15.06.2024).
13 . Совместная магистерская программа РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Французского ин- ститута нефти [Электронный ресурс] / РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Режим доступа: https:// www.gubkin.ru/departaments/international_activity/ma sterprogs/Flyer_Chemistry_Ru.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
14 . Китайско-российский инженерный институт [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «КНИТУ-КАИ». Режим доступа: https://kai.ru/web/upravlenie-koordinacii- obrazovatelnyx-proektov/krii (дата обращения: 1.06.2024).
15 . Гусева А.Х. Педагогическая практика удален- ного учебного процесса (на примере программ меж- дународного образовательного сотрудничества) // Педагогическое образование. 2023. № 4. С. 150-155.
16 . Сухристина А.С., Султанова Д.Ш., Эбель А.О. Англоязычные образовательные программы как средство повышения привлекательности отечествен- ных инженерных университетов // Бизнес. Образова- ние. Право. 2022. № 4 (61). С. 485-490.
17 . Зиятдинова Ю.Н. Индивидуализация иноязыч- ной подготовки студентов в инженерном вузе // Биз- нес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 323-327.