Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.147
Страницы
254-260
Ключевые слова
проект, проектная деятельность, когнитивный компонент, деятельно-практический компонент, анкетирование студентов, проектные компетенции

Авторы
Маляшова А.Ю.
Гадельшина С.В.

Место работы
Маляшова А.Ю.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University

Гадельшина С.В.
Казанский национальный исследовательский технологический университетKazan National Research Technological University


Аннотация
В статье рассматривается развитие проектных компетенций у бакалавров четвертого курса, обучающихся по направлениям 18.03.05 «Химическая технология» и 27.03.05 «Инноватика», в результате изучения дисциплины «Основы проектной деятельности». В проводимом исследовании для оценки проектных компетенций у бакалавров использовалось анкетное обследование на входе и выходе изучения дисциплины. Исследование проводилось на кафедре инноватики в химической технологии Казанского национального исследовательского технологического университета. Установлено, что у студентов, вне зависимости от направления подготовки, когнитивный компонент проектной компетенции развивается в процессе изучения дисциплины на сопоставимых уровнях. Деятельностно-практический компонент проектной компетенции у бакалавров-инноватиков сформирован лучше, что можно объяснить наличием в их программе обучения большего количества дисциплин проектно-ориентированной направленности. Используемые интерактивные и активные методы обучения дисциплины «Основы проектной деятельности», в том числе разработка собственных проектов, помогают повысить не только интерес к изучаемой дисциплине, но и мотивацию обучающихся к проектной деятельности. Более того, работа над собственным проектом помогает обучающимся развиваться и в смежных дисциплинах при самостоятельном изучении литературы по теме проекта и повышать уровень своих исследовательских компетенций.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Fakhretdinova G.N., Osipov P., Dulalaeva L.P. Extracurricular Activities as an Important Tool in Devel- oping Soft Skills // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1329. P. 480-487. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_47.
2 . Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Внедрение организационных инноваций на предприятиях на осно- ве подготовки специалистов в вузе // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 1423-1428.
3 . Осипов П.Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 198-204.
4 . Буторина Е.Е., Маляшова А.Ю. Нацеленность современной молодежи на мировые тренды подго- товки инженерных кадров // Инженерное образова- ние в контексте будущих промышленных революций - СИНЕРГИЯ-2020: Сборник научных статей Между- народной сетевой научно-практической конферен- ции; Казань, 3 сентября - 4 декабря 2020 года / Под ред. В.В. Кондратьева; Министерство науки и выс- шего образования Российской Федерации, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Казань: Казанский национальный ис- следовательский технологический университет, 2020. С. 62-71.
5 . Sultanova D., Maliashova A., Zimina E. Problems of Awareness in Choosing of a Future Profession // Mo- bility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Education. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collabora- tive Learning (ICL2021). Vol. 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, 22-24 September 2021. Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 568-575. DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_60.
6 . Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. 2020. № 6 (31). С. 95-102.
7 . Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие предпринимательских компетенций в среде одарен- ной молодежи // Экономика и управление в XXI ве- ке: новые вызовы и возможности: Материалы Все- российской научно-практической конференции, Са- ранск, 29-30 ноября 2019 года. Саранск: Индивиду- альный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сер- геевич, 2019. С. 327-334.
8 . Маляшова А.Ю., Зиятдинова Ю.Н. Готовность студентов технологического вуза к проектной деятель- ности // Ученые записки Крымского федерального уни- верситета им. В.И. Вернадского. Социология. Педаго- гика. Психология. 2022. Т. 8 (74). № S. С. 47-55.
9 . Осипов П.Н., Маршалова И.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих инже- неров в проектной деятельности // Вестник Казан- ского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 194-197.
10 . Sultanova D., Maliashova A., Sanger P.A. Intro- ducing Real-World Projects into a Chemical Technology Curricula // Advances in Intelligent Systems and Compu- ting. 2021. Vol. 1328. P. 362-370. DOI: 10.1007/978-3- 030-68198-2_33.
11 . Перушкина Е.В., Балымова Е.С., Шагеева Ф.Т. и др. Образовательные технологии в партнерских практико-ориентированных программах магистратуры // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 77-83. DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.009.
12 . Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие направления 27.03.05 «Инноватика» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Инновации. 2019. № 12 (254). С. 47-50. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.254.12.006.
13 . Данзанова А.Ю. Система оценки уровня сформированности общих компетенций в рамках освоения дисциплины «Биология» // Общество. 2016. № 1 (5). С. 72-79.
14 . Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образо- вание сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
15 . Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Анкети- рование как способ изучения начальной подготовки магистрантов для повышения качества учебного процесса // Вестник педагогических наук. 2023. № 6. С. 100-107.
16 . Galikhanov M., Ovsienko L., Kulikova D. et al. Professional Development of Educators of General and Professional Education Systems in University Complex: Convergent Educational Environment // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1328. P. 263-271.
17 . Galikhanov M., Guzhova A., Zagidullina I. Communication Skills of Educators and Students of an Engineering University // Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Educa- tion. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2021). Vol. 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, 22-24 September 2021. Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 217-224.