ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТА |
научная статья | 378.147 | ||
254-260 | проект, проектная деятельность, когнитивный компонент, деятельно-практический компонент, анкетирование студентов, проектные компетенции |
В статье рассматривается развитие проектных компетенций у бакалавров четвертого курса, обучающихся по направлениям 18.03.05 «Химическая технология» и 27.03.05 «Инноватика», в результате изучения дисциплины «Основы проектной деятельности». В проводимом исследовании для оценки проектных компетенций у бакалавров использовалось анкетное обследование на входе и выходе изучения дисциплины. Исследование проводилось на кафедре инноватики в химической технологии Казанского национального исследовательского технологического университета. Установлено, что у студентов, вне зависимости от направления подготовки, когнитивный компонент проектной компетенции развивается в процессе изучения дисциплины на сопоставимых уровнях. Деятельностно-практический компонент проектной компетенции у бакалавров-инноватиков сформирован лучше, что можно объяснить наличием в их программе обучения большего количества дисциплин проектно-ориентированной направленности. Используемые интерактивные и активные методы обучения дисциплины «Основы проектной деятельности», в том числе разработка собственных проектов, помогают повысить не только интерес к изучаемой дисциплине, но и мотивацию обучающихся к проектной деятельности. Более того, работа над собственным проектом помогает обучающимся развиваться и в смежных дисциплинах при самостоятельном изучении литературы по теме проекта и повышать уровень своих исследовательских компетенций. |
![]() |
1 . Fakhretdinova G.N., Osipov P., Dulalaeva L.P. Extracurricular Activities as an Important Tool in Devel- oping Soft Skills // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1329. P. 480-487. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_47. 2 . Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Внедрение организационных инноваций на предприятиях на осно- ве подготовки специалистов в вузе // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 1423-1428. 3 . Осипов П.Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 198-204. 4 . Буторина Е.Е., Маляшова А.Ю. Нацеленность современной молодежи на мировые тренды подго- товки инженерных кадров // Инженерное образова- ние в контексте будущих промышленных революций - СИНЕРГИЯ-2020: Сборник научных статей Между- народной сетевой научно-практической конферен- ции; Казань, 3 сентября - 4 декабря 2020 года / Под ред. В.В. Кондратьева; Министерство науки и выс- шего образования Российской Федерации, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Казань: Казанский национальный ис- следовательский технологический университет, 2020. С. 62-71. 5 . Sultanova D., Maliashova A., Zimina E. Problems of Awareness in Choosing of a Future Profession // Mo- bility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Education. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collabora- tive Learning (ICL2021). Vol. 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, 22-24 September 2021. Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 568-575. DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_60. 6 . Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. 2020. № 6 (31). С. 95-102. 7 . Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие предпринимательских компетенций в среде одарен- ной молодежи // Экономика и управление в XXI ве- ке: новые вызовы и возможности: Материалы Все- российской научно-практической конференции, Са- ранск, 29-30 ноября 2019 года. Саранск: Индивиду- альный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сер- геевич, 2019. С. 327-334. 8 . Маляшова А.Ю., Зиятдинова Ю.Н. Готовность студентов технологического вуза к проектной деятель- ности // Ученые записки Крымского федерального уни- верситета им. В.И. Вернадского. Социология. Педаго- гика. Психология. 2022. Т. 8 (74). № S. С. 47-55. 9 . Осипов П.Н., Маршалова И.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих инже- неров в проектной деятельности // Вестник Казан- ского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 194-197. 10 . Sultanova D., Maliashova A., Sanger P.A. Intro- ducing Real-World Projects into a Chemical Technology Curricula // Advances in Intelligent Systems and Compu- ting. 2021. Vol. 1328. P. 362-370. DOI: 10.1007/978-3- 030-68198-2_33. 11 . Перушкина Е.В., Балымова Е.С., Шагеева Ф.Т. и др. Образовательные технологии в партнерских практико-ориентированных программах магистратуры // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 77-83. DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.009. 12 . Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие направления 27.03.05 «Инноватика» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Инновации. 2019. № 12 (254). С. 47-50. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.254.12.006. 13 . Данзанова А.Ю. Система оценки уровня сформированности общих компетенций в рамках освоения дисциплины «Биология» // Общество. 2016. № 1 (5). С. 72-79. 14 . Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образо- вание сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. 15 . Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Анкети- рование как способ изучения начальной подготовки магистрантов для повышения качества учебного процесса // Вестник педагогических наук. 2023. № 6. С. 100-107. 16 . Galikhanov M., Ovsienko L., Kulikova D. et al. Professional Development of Educators of General and Professional Education Systems in University Complex: Convergent Educational Environment // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1328. P. 263-271. 17 . Galikhanov M., Guzhova A., Zagidullina I. Communication Skills of Educators and Students of an Engineering University // Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Educa- tion. Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2021). Vol. 2: Proceedings of the 24th International Conference on Interactive Collaborative, Dresden, Germany, 22-24 September 2021. Dresden, Germany: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 217-224. |