ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ |
научная статья | 378 | ||
247-253 | магистратура, система образования, многоуровневое образование, образовательная программа, академическая магистратура, профессиональная магистратура |
Статья посвящена магистратуре, как уровню образования, появившемуся в системе образования России в начале 2000-х годов. До настоящего момента научно-образовательное сообщество пыталось определить место магистратуры в системе образования, т.е. определить цели и задачи, решаемые на данном уровне образования. Вместе с тем требования к данному уровню образования - целям и задачам, условиям реализации и содержанию - перманентно обновляются. В рамках данной статьи мы попытались не только рассмотреть магистратуру в историческом аспекте, но и критически оценить как ее современное состояние, так и перспективы развития данного уровня образования в системе многоуровневого образования. Рассмотрены сложности, ограничения и возможности, которые возникают у обучающихся, завершивших освоение образовательной программы бакалавриата и планирующих продолжение образования на новом для себя уровне образования - в магистратуре. Вместе с тем автором затрагиваются вопросы значимости профессионального самоопределения обучающихся в контексте согласования профессиональных целей магистранта с содержанием образовательной программы магистратуры. Рассматривается содержание эксперимента, в рамках которого планируется трансформировать систему образования России и отнести бакалавриат к «базовому», а магистратуру к «специализированному» высшему образованию. Анализируются и оцениваются возможные варианты развития магистратуры с точки зрения обновления целей, задач и содержания программ в соответствии с современными требованиями государства, общества, работодателей и самих обучающихся. |
![]() |
1 . Хлебович Д.И. Образовательные программы магистратуры: ключевые вопросы развития // Изве- стия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. № 4. С. 532-540. 2 . Кукосян О.Г. Проблемы становления магистра- туры как уровня высшего профессионального обра- зования // Психология. Экономика. Право. 2013. № 2. С. 122-126. 3 . Меерович М.Г., Ямова Е.В. Особенности маги- стратуры как уровня индивидуального образования дизайнера // Дизайн-ревю. 2016. № 1-4. С. 90-94. 4 . Козлова А.Г. Проблемы конструирования со- держания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия Российского государственного педагоги- ческого университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 110-118. 5 . Кириевская О.А., Листопадова Е.В., Турку- лец С.Е. Магистратура в России в свете выхода из Болонского процесса: проблемы и перспективы // Право и практика. 2023. № 2. С. 168-171. 6 . Константинова Л.В., Петров А.М., Штых- но Д.А. Переосмысление подходов к уровневой си- стеме высшего образования в России в условиях вы- хода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9-24. 7 . Черданцев В.П. Реформирование российской системы высшего образования // Kant. 2018. № 1. С. 98-102. 8 . Тлевцежева М.А. Новые тренды современного образования // Вестник Майкопского государствен- ного технологического университета. 2022. Т. 14. № 3. С. 113-117. 9 . Негуч А.А. Перспективы модернизации рос- сийской магистратуры: Болонский процесс с россий- ским акцентом // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 5 (81). С. 383-388. 10 . Новую систему высшего образования в стране запустят с 1 сентября 2025 года [Электронный ре- сурс]. URL: https://rg.ru/2024/03/01/nashi-universitety. html (дата обращения: 06.03.2024). 11 . Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования в России [Электрон- ный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/05/12/putin-podpi sal-ukaz-o-pilotnom-proekte-po-reforme-vysshego-obra zovaniia-v-rf.html (дата обращения: 06.03.2024). 12 . Леонов С.А. Тренды на рынке труда легкой промышленности и значение образовательных орга- низаций по подготовке квалифицированных кадров // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 226-234. DOI 10.31862/2218-8711-2023-3-226-234. 13 . Леонов С.А. Значение интеграции отраслево- го рынка труда и образовательных организаций при подготовке кадров для легкой промышленности // Проблемы современного образования. 2023. № 6. С. 190-201. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-190-201. 14 . Леонов С.А., Буранок О.М. Новое поколение образовательных программ среднего профессионального образования: подготовка специалистов среднего звена для легкой промышленности // Изве- стия Самарского научного центра Российской акаде- мии наук. Социальные, гуманитарные, медико- биологические науки. 2023. Т. 25. № 92. С. 38-46. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-38-46. 15 . Леонов С.А. Особенности формирования со- держания образовательных программ бакалавриата при подготовке квалифицированных кадров для лег- кой промышленности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 4 (101). С. 339-343. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-101-4- 339-343. 16 . Санкт-Петербургский государственный уни- верситет промышленных технологий и дизайна. Приоритет 2030. Информация. Годовой отчет за 2022 год [Электронный ресурс]. URL: https://sutd.ru/priori tet-2030/info/ (дата обращения: 06.05.2024). 17 . Институт текстиля и моды. Конструирование изделий легкой промышленности (Кафедра констру- ирования и технологии изделий из кожи им. проф. А.С. Шварца) [Электронный ресурс]. URL: https:// sutd.ru/itm/education/174/1602/ (дата обращения: 06.05.2024). 18 . Санкт-Петербургский государственный уни- верситет промышленных технологий и дизайна. Об- разовательная программа «Цифровые технологии в высокотехнологичной индустрии моды (Fashion Tech)» [Электронный ресурс]. URL: https://prouniver. ru/programs/digital-technologies-fashion-m/ (дата об- ращения: 06.05.2024). 19 . Приоритет 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru/?ysclid=lvp4lwcye978543428 (дата обращения: 02.05.2024). 20 . СПбГУПТД - участник программы «Приори- тет 2030» [Электронный ресурс]. URL: https://sutd.ru/ prioritet-2030/?ysclid=lvp3465len706100049 (дата об- ращения: 02.05.2024). |