МУЛЬТИКОДОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
научная статья | 372.862 | ||
237-246 | когнитивный подход, геометро-графическая подготовка, активизация учебной деятельности, перекодирование информации, мультикодовость, компетенции, проблемное обучение, самооценка |
Статья посвящена поиску эффективных методов, способных повысить интенсивность геометро-графической подготовки с использованием когнитивных подходов. Высказано предположение о необходимости увеличения количества размерностей, осуществляющих репрезентацию различных свойств и отношений структурных элементов геометро-графического знания. Охарактеризована геометро-графическая подготовка будущих инженеров-строителей в ННГАСУ в рамках освоения дисциплины «Начертательная геометрия и компьютерная графика», акцентированная на овладение перекодированием информации как необходимое условие познавательной активности студента. Для решения данных задач применяется методика, основанная на принципах учета многообразия форм репрезентаций опыта познания (мультикодовости) и проблемно ориентированного усвоения материала. Описана исследовательская расчетно-графическая работа «Исследование плоскости», демонстрирующая перекодирование с целью обеспечения глубокой переработки информации, в частности из образной формы в вербальную, из вербальной в пространственную и знаково-символьную. Показано, что результатом познавательной деятельности студента является генерализация знаний, способствующая формированию инвариантного знания об изучаемом объекте (плоскости). Проведено экспериментальное исследование эффективности предложенной методики, описаны качественные результаты, подтверждающие потенциал применяемой методики мультикодового представления учебного материала. |
![]() |
1 . Козлова И.А., Славин Р.Б., Славин Б.М. Гра- фические дисциплины и информатизация инженер- ного образования // Геометрия и графика. 2022. Т. 10. № 4. С. 35-45. 2 . Семагина Ю.В., Козик Е.С., Ванчинова М.А. Начертательная геометрия сегодня: проблемы и пер- спективы // Геометрия и графика. 2023. №. 4. С. 43--51. 3 . Информационное моделирование в задачах строительства и архитектуры: Материалы VII Меж- дународной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15-17 мая 2024 года. СПб.: Санкт- Петербургский государственный архитектурно- строительный университет, 2024. 381 с. 4 . Станевский А.Г., Лунина И.Н., Покровская М.В. Об опыте преподавания инженерной графики студен- там-инвалидам по слуху в образовательно-реаби- литационной среде университета // Известия высших учебных заведений. Серия: Машиностроение. 2012. Спец. вып. «Фундаментальные проблемы создания и поддержки высокотехнологичных производств». С. 100-103. 5 . Бочарова И.Н., Демидов С.Г., Белобородова Т.Л. и др. О повышении эффективности изучения графи- ческих дисциплин в техническом университете // Международный журнал гуманитарных и естествен- ных наук. 2021. № 5-1. С. 179-182. 6 . Назарова Ж.А. Перспективы развития графиче- ской подготовки студентов технических вузов // Ом- ский научный вестник. 2023. № 2 (186). С. 67-72. 7 . Лунина И.Н., Покровская М.В., Резчикова Е.В. Об опыте интеграции педагогических технологий в техническом университете // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 90-95. 8 . Вялкова О.С. Формирование проектно-конст- рукторской компетентности будущих инженеров в процессе инженерно-графической подготовки // Со- временное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 119-126. 9 . Вязанкова В.В. Развитие критического мышле- ния студентов при изучении геометро-графических дисциплин в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 4 (45). С. 31-34. 10 . Андреев-Твердов А.И., Куропаткина О.В., Бо- ровиков И.Ф. Инженерно-геометрическая подготовка студентов технических вузов: состояние, проблемы, перспективы // Альманах современной науки и обра- зования. 2015. № 7 (97). С. 16-18. 11 . Степура Е.А. Некоторые трудности изучения геометро-графических дисциплин // Вестник Ко- стромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 122-123. 12 . Бойков А.А., Егиазарян К.Т., Ефремов А.В. и др. Проблемы геометро-графической подготовки студентов вузов // Геометрия и графика. 2023. Т. 11. № 1. С. 4-22. 13 . Холодная М.А. Когнитивные стили: о приро- де индивидуального ума. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 384 с. 14 . Якиманская И.С. Основы личностно ориенти- рованного образования. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 220 с. 15 . Чуприкова Н.И. Психология умственного раз- вития: Принцип дифференциации. М.: АО «СТОЛЕ- ТИЕ», 1997. 480 с. 16 . Стефанова Н.Л. и др. Методика и технология обучения математике. Курс лекций. М.: ДРОФА, 2005. 415 с. 17 . Манько Н.Н. Когнитивная визуализация - ба- зовый психологопедагогический механизм дидакти- ческого дизайна // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: спец. выпуск. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Вып. 2 (41). С. 224-234. 18 . Назаров А.И. Обобщенная модель познава- тельной деятельности индивида // Психологическая наука и образование. 2000. № 3. С. 40-60. 19 . Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская академия наук; Ин-т философии РАН; редколл.: И.Т. Касавин, (гл. ред. и сост.) и др. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин, 2009. 1248 с. 20 . Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педа- гогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. 2009. № 8 (65) 25. С. 10-18. 21 . Конопацкий Е.В., Бездитный А.А. Точечные инструменты геометрического моделирования, инва- риантные относительно параллельного проецирова- ния // Геометрия и графика. 2021. Т. 9. № 4. С. 11-21. 22 . Онлайн калькулятор. Определитель матрицы. Детерминант матрицы. URL: https://ru.onlinemschool. com/math/assistance/matrix/determinant/ |