ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ПОСРЕДСТВОМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ |
научная статья | 372.853 | ||
229-236 | дополнительное образование, инженерное образование, предпрофильная подготовка, физика, сетевое взаимодействие в образовании |
Целью статьи является обоснование форм взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования для организации предпрофильной подготовки по физике. Проведен анализ состояния проблемы реализации предпрофильной подготовки по физике в педагогической науке и практике. Сопоставляя различные формы сетевого взаимодействия, авторы делают вывод, что сотрудничество школы и организаций дополнительного образования на уровне основной школы (7-9 классы) позволит объединить кадровые и материально-технические ресурсы, повысить качество образования, выстроить образовательную траекторию учащихся, способствующую выбору профильных классов в средней школе. На основе анкетирования участников образовательного процесса (учителей физики, руководителей образовательных учреждений, представителей организаций дополнительного образования) выявлены проблемы и перспективы развития сетевого взаимодействия в целях предпрофессиональной подготовки учащихся. Выделены формы взаимодействия, представлено содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. |
![]() |
1 . Уткина Т.В. Особенности проектирования ра- бочих программ учебного предмета «Физика» с уче- том предпрофильной подготовки: Методические рекомендации. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 40 с. 2 . Потапова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся по физике // Молодой ученый. 2018. № 15. С. 245-249. 3 . Концепция развития дополнительного образо- вания детей: распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022. № 678-р (ред. от 15.05.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41 3581/ (дата обращения: 04.06.2024). 4 . Методические рекомендации по созданию ин- женерных классов судостроительного профиля в общеобразовательных организациях субъектов Рос- сийской Федерации. СПб.: СПбГМТУ, 2022. 121 с. 5 . Белоногова Е.В., Прохорова С.Ю. Формирова- ние системы подготовки к получению инженерного образования: детский сад-школа-колледж-вуз // Не- прерывность образования: от школы к вузу: Материа- лы 4-й Всероссийской научно-методической школы- семинара с международным участием (г. Ульяновск, 17 сентября 2020 года). Ульяновск, 2020. С. 221-226. 6 . Зуев П.В., Кощеева Е.С., Шамало Т.Н. Подго- товка инженерных кадров // Современное образова- ние и педагогическое наследие академика А.В. Усовой. Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2021. С. 148-150. 7 . Якута А.А., Паршутина Л.А. Современное со- стояние и проблемы реализации профильной техно- логической (инженерной) подготовки обучающихся на уровне среднего общего образования: взгляд учи- телей физики // Современное педагогическое образо- вание. 2023. № 11. С. 326-331. 8 . Лебедева О.В., Лапин Н.И., Титаева Е.К. Под- готовка учителя физики к реализации предпрофесси- онального образования в рамках повышения квали- фикации // Проблемы учебного физического экспе- римента: Сборник научных трудов XXIX Всероссий- ской научно-практической конференции. М., 2024. С. 28-30. 9 . Буров К.С. Использование ресурсов дополни- тельного профессионального образования для освое- ния педагогами способов содействия профессио- нальному самоопределению обучающихся // Научно- теоретический журнал. 2021. Вып. 2 (47). 10 . Пензина Н.А., Кирова К.М. Интеграция обще- го и дополнительного образования в общеобразова- тельной организации как один из механизмов эффек- тивного управления качеством образования // Со- временное дополнительное профессиональное обра- зование педагогов. 2013. № 1. С. 87-92. 11 . Ковалев Д.С., Матина Г.О., Горева В.Б. и др. Предпрофессиональная подготовка в системе допол- нительного образования детей // Непрерывное обра- зование в Санкт-Петербурге. 2016. № 1-2. С. 50-55. 12 . Палашкина Г.В. Роль учреждений дополни- тельного образования в предпрофессиональной под- готовке и профессиональном самоопределении лич- ности // Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 43-45. 13 . Федеральный закон «Об образовании в Рос- сийской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 04.06.2024). 14 . Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных про- грамм: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_185451/ (дата обращения: 04.06.2024). 15 . Порядок организации и осуществления обра- зовательной деятельности при сетевой форме реали- зации образовательных программ: приказ Минобр- науки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36 2065/ (дата обращения: 04.06.2024). 16 . Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осу- ществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 26.09.2022. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_427531/ (дата обращения: 04.06.2024). 17 . Стратегия развития воспитания в РФ на пери- од до 2025 года, утвержденная Распоряжением Пра- вительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18 0402/ (дата обращения: 04.06.2024). 18 . Борматова Е.С. Грани развития арзамасского IT-Куба // Поиск НН. 2021. № 4. С. 35. |