СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ДПО |
научная статья | 316.444.52 | ||
206-211 | дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование взрослых, рынок труда, человеческий капитал, социально-профессиональная среда |
Дается краткая характеристика такому аспекту многокомпонентной структуры дополнительного профессионального образования (ДПО), как специфика социально-профессиональной среды потребителей его услуг. Автор выделяет специфические черты указанной сферы, связанные, в частности, с тем, как изменилась профессиональная среда в связи с технологическими и цифровыми инновациями процессов и производств, обновлением социокультурных установок, непрерывным процессом совершенствования общей культуры образовательных процессов и потребителями образовательных услуг, и образовательными организациями, развитием индивидуальных подходов. Выявлены особенности оказания услуг в сфере дополнительного профессионального образования на современном этапе, характерные черты, маркеры, влияющие на формирование потребностей и последующую оценку образовательных услуг, устанавливаются определенные закономерности между требованиями среды и мотивационными ориентирами потребителей услуг ДПО. Приведена обоснованная градация значимости указанных мотивационных ориентиров, отмечен ряд факторов формирования положительного опыта слушателей и выпускников дополнительных профессиональных программ с точки зрения как повышения профессиональных качеств, так и социокультурного отклика в долгосрочной перспективе построения успешного карьерного трека. Отмечена роль образовательных организаций в качестве центров формирования ценностных установок и компетенций, позволяющих слушателю программ ДПО, а затем выпускникам ориентироваться в социально-профессиональной среде для повышения собственной конкурентоспособности и возможностей развития профессиональной карьеры. |
![]() |
1 . Сес?лкин А.И., Багин В.В., Григорьев О.С. Принципы построения открытой системы дополни- тельного профессионального образования в вузе // Агроинженерия. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/printsipy-postroeniya-otkrytoy-sistemy-dopol nitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-vuze (дата обращения: 01.04.2023). 2 . Сычев Ю.В. Микросреда и личность: Фило- софские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. 192 с. 3 . Клочко В.Е. Самоорганизация в психологиче- ских системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский ГУ, 2004. 172 с. 4 . Мельникова Н.Н. Стратегии социальной адап- тации: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 74 с. 5 . Перфильева М.Б. Социальные регуляторы ло- яльности персонала // УПИРР. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-regulyatory- loyalnosti-personala (дата обращения: 12.12.2023). 6 . Захаров Н.Л., Пономаренко Б.Т., Перфилье- ва М.Б. Управление настроем персонала в организа- ции: Учебное пособие для студентов вузов, обучаю- щихся по направлению 080500.62 «Менеджмент». М.: ИНФРА-М, 2022. 287 с. 7 . Ронжина Н.В. Формирование компетентно раз- витой личности как цель непрерывного профессио- нального образования // Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития: Материалы Все- рос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19-20 мая 2011 г. В 2 ч. Ч. 2. Екатеринбург: ИРО, 2012. С. 61-66. 8 . Захаров Н.Л. Мотивация труда работников про- мышленных предприятий // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). 1999. № 1-4. С. 439-450. 9 . Петрова С.И. Социальная среда: проблемы ин- терпретации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialna ya-sreda-problemy-interpretatsii (дата обращения: 11.11.2023). |