Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.851
Страницы
220-226
Ключевые слова
функциональная грамотность, образовательная платформа, обучение математике, профессионально-педагогическая подготовка студентов колледжей, практико-ориентированные задания

Авторы
Родионов М.А.
Краснова А.С.

Место работы
Родионов М.А.
Пензенский государственный университет

Краснова А.С.
Пензенский государственный университет


Аннотация
Обосновывается актуальность проблемы подготовки студентов педагогических колледжей к развитию функциональной математической грамотности у младших школьников начиная с первого курса обучения в колледже. Данный феномен рассматривается с двух позиций. В соответствии с первой позицией студенты младших курсов колледжа - это те же старшеклассники, для которых задача формирования функциональной грамотности, и в частности функциональной математической грамотности, является первостепенной задачей. Вторая позиция связана с ролью студентов как будущих учителей, для которых кроме усвоенного предметного математического содержания важно учитывать их готовность к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Указанный факт обусловливает необходимость соотнесения уже в базовом курсе математики обеих позиций в рамках специальной стратегии работы со студентами колледжа на занятиях и при организации самостоятельной деятельности. Такая работа предполагает привлечение дополнительного материала педагогической направленности с использованием соответствующего методического обеспечения в виде системы практико-ориентированных заданий. В статье раскрывается роль этих заданий, предлагается их классификация применительно к обучению математике в педагогическом колледже, описывается авторская онлайн-платформа «Учимся для жизни» как средство поддержки предлагаемой стратегии, формулируются педагогические условия, обеспечивающие е? эффективность.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. М.: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
2 . Логинова О.Б. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики // Функциональная грамотность. Учимся для жизни: материалы онлайн-конференции. М.: Просвещение, 2020.
3 . Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. 2019. № 1. С. 14-18.
4 . Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4. С. 13-33.
5 . Зубкова Е.Д., Сафонова Н.В. Математическая грамотность // Функциональная грамотность. Учимся для жизни: Материалы онлайн-конференции. М.: Просвещение, 2020.
6 . Родионов М.А. Формирование поисковой мотивации в процессе обучения математике: Учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. 58 с.
7 . Родионов М.А., Акимова И.А. Опыт обучения студентов педвуза реализации межпредметных связей // Информатика и образование. 2015. № 4. С. 59-63.
8 . Родионов М.А., Медведева О.В. Реализация «принципа вариативности» при подготовке будущих учителей в условиях педагогического училища (на материале математики) // Развитие личности в процессе обучения и воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, 1997. С. 199-208.
9 . Рослова Л.О. Пять задач из реальной жизни // Математика в школе. 2018. № 5. С. 34-42.
10 . Rodionov M. Velmisova S. Construction of Mathematical Problems by Students themselves // AIP Conf. Proc.2008. 1067. Р. 221-228. https://doi.org/10.1063/1.3030789.
11 . Назарова С.Н. Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения // Вестник науки и образования. 2016. № 12. С. 94-95.
12 . Пожарова Г.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся // Молодой ученый. 2021. № 1. С. 62-64.
13 . Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Банк заданий для формирования функциональной грамотности: официальный сайт. 2010-2020. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (дата обращения: 01.02.2021).
14 . Родионов М.А. Адаптивная технология обучения школьников математике, учитывающая особенности их предметной одаренности (проект «Математический Трамплин») // Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании»: научный электронный журнал «Меридиан». 2017. № 2 (5).
15 . Rodionov M., Dedovets Z., Pavlova E. et al. Design and Implementation of Adaptive Technology for Teaching Mathematics to School Children Based on Integrated Diagnostic Approach to Subject Preparation and Competence Development // Amazonia Investiga. 2020. № 26. Р. 458-472.
16 . Волкова Т.Н. Использование практико-ориен-тированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 173-176.
17 . Малышев И.Г., Мичасова М.А. Практико-ориентированные задания в школьном курсе математики: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. 59 с.