ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ |
научная статья | 377 | ||
206-211 | ментальные карты, когнитивные способности, визуализация, информация, студент |
Автор статьи рассматривает ментальные карты, применение которых в образовательном процессе позво- ляет сменить роль обучающегося с пассивной на активную, способствуя развитию когнитивного мышления. Именно ментальные карты позволяют визуализировать большие объемы сложного для изучения теоретиче- ского материала с высоким уровнем абстрактности. Цель данного исследования - определение эффективно- сти применения ментальных карт в развитии когнитивных способностей студентов педагогического направ- ления. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение) и эмпирические (тестирование). В эксперименте на базе Сургутского государственного университета участвовали студенты 1-2 курсов направления «Педагогическое образование» (две группы), изучающие дисциплины «Педагогика»,«Психология». В рамках эксперимента студенты разрабатывали ментальную карту, основанную на семанти- ческой сети, - выделяли понятия предметной области, связи между ними, а также направления связей между понятиями и их смысл. Представленные результаты исследования и обзор источников позволяют сделать вывод об эффективности применения ментальных карт в развитии когнитивных способностей студентов. |
![]() |
1 . Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с. 2 . Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления) / Под ред. М.А. Зиганова, В.А. Козаренко. М.: Образование, 173 с. 3 . Матвеев С.С. Феноменальная память: Методы запоминания информации. М., 153 с. 4 . Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с. 5 . Бершадский М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. № 6. С. 203-212. 6 . Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно-оценивающее средство по дисциплине «История и методология педагогической науки» // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, С. 78-86. 7 . Новикова С.Г. Использование интеллект-карт на предметах гуманитарного цикла в школе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Т. 15. № 2. С. 68-71. 8 . Каримова М.А. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект- карт // Молодой ученый. № 3 (107). С. 837-841. 9 . Мусин Р.Ф., Девлеткиреева Л.З. Ментальные карты: инструмент для визуализации мышления // Со- временные научные исследования и инновации. № 11 (67). С. 85-86. 10 . Рязанцев А. Ментальные карты для бизнеса. М.: Омега-Л, 2017. 160 с. 11 . Пантелеева З. В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации» // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1446-1450. 12 . Горлова Ю.И., Алтунина О.А. Применение ментальных карт в дистанционном обучении студентов вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, С. 127-130. 13 . Логинова А.А. Влияние психотехнических игр на когнитивные способности студентов- психологов // Наука через призму времени. № 12 (57). С. 94-97. 14 . Фасхутдинова Ю.Ф. Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников // Современное образование. № 1. С. 140-154. 15 . Муллер О.Ю. Применение технологии интеллект-карт в учебном процессе // Личность и образование в зеркале гуманитарных исследований и цифровой трансформации общества: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Елец, 2022. С. 147-150. 16 . Камалеева А.Р., Муллер О.Ю. Когнитивно-визуальные технологии как способ формирования информационной компетентности студентов педагогического направления // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 3 (51). С. 6-12. 17 . Морозов В.Э. Мыследеятельностная педагогика в преподавании культуры речи студентам-нефилологам // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Московский педагогический государственный университет. М.: Сам Полиграфист, С. 201-205. 18 . Щеулова Е.А., Митичева Т.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. № 1 (135). С. 425-428. 19 . Кудринская О.В. Ментальные карты в образовании // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: Сб. науч. ст. ежегодной XV межрегион. науч.-практ. конф. Петропавловск- Камчатский, С. 147-150. 20 . Магомедалиева М.Р. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к проектной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 191 с |