ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД КАК НОВЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 338.24 | ||
8-13 | конкурентоспособность, экологичный тренд, глэмпинг, технологические инновации, ре- сурсосбережение, гостиничный бизнес |
Внимание потребителей отельных услуг к экологическим проблемам увеличивается, что побуждает отели внедрять инновационный менеджмент на своих предприятиях. Установлено, что следование принципам эко- логичности и ресурсосбережения помогает отелям улучшить свой рейтинг, создать узнаваемость бренда и повышает конкурентоспособность отеля. Внедрение «зеленых» технологических инноваций и адаптирован- ного сервиса способствует появлению новой категории лояльных потребителей, для которых экологичность, удаленность от шумных перегруженных мегаполисов, единение с природой являются главными аргументами при выборе места размещения на отдыхе. Придерживаясь принципов экологического тренда, отели активно внедряют экологичный дизайн зданий, умные технологии для снижения потребления ресурсов, а также во- влекают гостей в экологические практики. Одной из наиболее эффективных форм предприятий такого типа является глэмпинг. Это направление занимает устойчивую нишу в мировой практике и успешно набирает обороты в Российской Федерации. Цель данной работы - исследование экологических трендов и технологи- ческих инноваций, применяемых при проектировании и эксплуатации отелей, а также изучение глэмпинга как особого явления на рынке гостиничных услуг. Методология исследования построена на комплексном анализе российских и зарубежных кейсов, статистических данных, нормативных документов, публикаций и интернет-сайтов, посвященных инновационным экологическим трендам развития индустрии гостеприимства. Анализ сложившейся практики показал, что стимулами внедрения технологических инноваций на объектах размещения являются снижение экологической нагрузки на окружающую среду, оптимизация использования энергетических и материальных ресурсов, возможность привлечения новой категории потребителей. Изуче- ние глэмпинга как особого вида гостиничного предприятия выявило инновационные подходы к организации ресурсосбережения. |
![]() |
1 . Barbulescu A. Modeling the impact of the human activity, behavior and decisions on the Marketing and green consumer (Spec. Issue) // Journal of Environmental Management. 2017. V. 204. P. 813-844. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S030147971731006X?via%3Dihub (дата обращения: 25.09.2022). 2 . Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2023). 3 . Оксфордский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/glamping/ (дата обращения: 03.2023). 4 . Толковый словарь [Электронный ресурс]. Ре- жим доступа: https://khvorostin.com/dictionary/glamping/ (дата обращения: 03.2023). 5 . Brochadoa A., Pereirab C. Comfortable experienc- es in nature accommodation: Perceived service quality in glamping // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. March 2017. 17. P. 77-83. 6 . Vrtodu?i? Hrgovi? A.-M., Cveli? Bonifa?i? J., Mi- lohni? I. Dimensions of service quality in glamping // Tourism in Southern and Eastern 2019. V. 5. P. 773-785. 7 . Драчева Е.Л., Николаева А.В. Глэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России // Российские регионы: взгляд в будущее. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glemping-kak-novaya-kontseptsiya-otdyha-i-perspektivy-ego-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 25.09.2022). 8 . Глэм-отдых: как развивается новая индустрия в России // СберБизнес. 4 августа 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sberbusiness.live/publicccations/glem-otdykh-kak-razvivaetsia-novaia-industriia 9 . -v-rossii (дата обращения: 26.09.2022). 10 . Abbas Q., Nurunnabi M., Alfakhri Y. et al. The role of fixed capital formation, renewable and non- renewable energy in economic growth and carbon emis- sion: a case study of Belt and Road Initiative project // Environmental Science and Pollution 2020. 27 (36). 11 . 45476-45486. Режим доступа: https://doi.org/10.100 7/s11356-020-10413-y (дата обращения: 24.09.2022). 12 . N.W.T.O. Growth in international tourist arri- vals continues to outpace the economy. January 2020. 13 . 18. I. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2020-01/UNWTO_Barom20_01_January_excerpt_0. pdf (дата обращения: 26.09.2022). 14 . Merlia R., Preziosia M., Acamporaa A., Ali F. Why should hotels go green? Insights from guests expe- rience in green hotels // International Journal of Hospi- tality August 2019. V. 81. P. 169-179. 15 . Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kchr.ru/left_menu/economy/construction/ (дата обращения: 09.2022). 16 . ТАСС: На северном склоне «Архыза» открылись новые горнолыжные трассы // Всесезонный туристско-рекреационный комплекс (ВТРК) «Архыз». 3 января 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arhyz-resort.ru/news/tass-na-severnom-sklone-arkhyza-otkrylis-novye-gornolyzhnye-trassy/ (дата обращения: 09.2022). 17 . Dangelico M., Vocalelli D. “Green Market- ing”: An analysis of definitions, strategy steps, and tools through a systematic review of the literature // Journal of Cleaner Production. 2017. V. 165. P. 1263-1279. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0959652617316372?via%3Dihub (дата обращения: 25.09.2022). 18 . Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Сентябрь. Т. В. 34. С. 49-60. 19 . Punitha S. Consumers' perceptions of green marketing in the hotel industry // Asian Social 2016. V. 12. P. 1-16. 20 . Mydock S. III, Pervan J., Almubarak A.F. et al. Influence of made with renewable energy appeal on consumer behavior // Marketing Intelligence & Planning. 2017. V. 36. № 1. P. 32-48. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/MIP-06-2017-0116/full/html (дата обращения: 24.09.2022). 21 . Официальный сайт экологической маркировки Green Key [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.greenkey.global/ (дата обращения: 24.09.2022). 22 . Glamping Hub - онлайн-платформа бронирования уникального жилья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://glampinghub.com/blog/history-of-glamping/ (дата обращения: 06.2023). 23 . The Glamping Show [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theglampingshow.com/ (дата обращения: 04.06.2023). 24 . Freedome - конструкции для глэмпинг-отелей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://freepro/glamping_costs/ (дата обращения: 04.06.2023). 25 . Лебедева Т.Е., Прохорова М.П., Кузьмина Н.М. Глэмпинг: мировой опыт, перспективы развития в России // Московский экономический журнал. 26 . № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glemping-mirovoy-opyt-perspektivy-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 05.06.2023). 27 . Галенко Е.В., Криворучка П.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // АНИ: экономика и управление. 2018. № 2 (23). Ре- жим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predpochteniya-turista-pri-vybore-ekologicheskoy-gostinitsy (дата обращения: 06.2023). 28 . O’Halloran R. Eco-friendly and sustainable ho- tels: Seeing the future // Hospitality Net. Environment & 2022. May, 10. Режим доступа: https://www.hospitalitynet.org/opinion/4110346.html (дата обращения: 07.02.2023). 29 . Kosti? , Ratkovi? M., Forlani F. Eco-hotels as an example of environmental responsibility and innova- tion in savings in the hotel industry // Menadzment U Hotelijerstvu i Turizmu. 2019. 7 (2). Р. 47-56. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/338179132_Eco-hotels_as_an_example_of_environmental_responsibility_and_innovation_in_savings_in_the_hotel_industry (дата обращения: 30.09.2022). 30 . Официальный сайт спа-отеля Coworth [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dorchestercollection.com/en/ascot/coworth-park/ (дата обращения: 26.09.2022). |