МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ |
научная статья | 372.881.161.1 | ||
178-185 | русский язык, школа, обучающиеся, орфографическая грамотность, орфографическая зоркость, цифровые технологии, сетевое общение |
В настоящее время в России, как и в других странах мира, снижается уровень грамотности. О низком уровне орфографической грамотности свидетельствуют опросы педагогов-практиков, результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Выстроить эффективную деятельность по е? развитию в современных образовательных условиях исключительно традиционными средствами не представляется возможным. Современные ученики стали частью информационного мира, а Интернет стал для них новой реальностью. Данные факты подтверждают необходимость поиска, разработки и обоснованного выбора цифровых технологий, которые могут быть эффективно использованы для повышения уровня орфографической грамотности обучающихся пятых классов. Цель работы - обоснование, экспериментальная проверка и описание методических при?мов развития орфографической грамотности обучающихся пятых классов на основе использования цифровых образовательных ресурсов. Описаны примеры авторских цифровых образовательных ресурсов и представлены результаты экспериментальной работы по внедрению методики развития орфографической грамотности у обучающихся пятых классов на основе применения современных технологий и включения обучающихся в процесс учебной коммуникации в цифровой среде. Диагностическим инструментарием выступила специально разработанная авторами методика оценки уровня развития орфографической грамотности по четырем критериям с использованием 11 методов. На основании провед?нного исследования сделаны выводы о том, что специальным образом организованная работа на уроках русского языка способствует росту уровня орфографической грамотности у школьников как при написании письменных работ, так и при общении учеников в цифровой среде. В современных образовательных условиях, характеризующихся интенсивным проникновением цифровых технологий во все производственные и социальные сферы, процесс цифровой и сетевой социализации школьников должен осуществляться на протяжении всего обучения в школе, поэтому дальнейшее исследование может быть связано с разработкой методических при?мов использования цифровых технологий в процессе развития орфографической грамотности обучающихся разных возрастных групп. |
![]() |
1 . Паспорт национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг. (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: http://government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 10.10.2022). 2 . Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за- ведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с. 3 . Результаты выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР) в Ивановской области в 2020 году (осень) / ОГБУ «Ивановский региональный центр оценки качества образования». URL: http://ivege.ru/uploads/files/2020/Деятельность/впр/ВПР%202020%20осень.pdf (дата обращения: 07.10.2022). 4 . Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по русскому языку. М., 42 с. / ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ru_mr_2021.pdf (дата обращения: 07.10.2022). 5 . Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 160 с. 6 . Курдус Е.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 5 класса при обучении орфографии с применением информационных технологий: Автореф. дис. … кан. пед. наук. Елец, 26 с. 7 . Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Пл?хова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6. С. 46-48. 8 . Пашкова Г.И. Компьютерные средства обучения орфографии в работе современного учителя // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12. С. 46-54. 9 . Расулова З.М. Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 106-111. 10 . Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ- Пресс, 67 с. 11 . Савельева Ю.И., Зайцева С.А. Готовность учителя филологии к формированию у школьников культуры общения в цифровой среде // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика: научный журнал / Гл. ред. Т.В. Черноусова-Никонорова. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «НАПППиСР», № 1. С. 65-78. |