Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.881.161.1
Страницы
178-185
Ключевые слова
русский язык, школа, обучающиеся, орфографическая грамотность, орфографическая зоркость, цифровые технологии, сетевое общение

Авторы
Савельева Ю.И.
Зайцева С.А.

Место работы
Савельева Ю.И.
Ивановский государственный университет

Зайцева С.А.
Ивановский государственный университет


Аннотация
В настоящее время в России, как и в других странах мира, снижается уровень грамотности. О низком уровне орфографической грамотности свидетельствуют опросы педагогов-практиков, результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Выстроить эффективную деятельность по е? развитию в современных образовательных условиях исключительно традиционными средствами не представляется возможным. Современные ученики стали частью информационного мира, а Интернет стал для них новой реальностью. Данные факты подтверждают необходимость поиска, разработки и обоснованного выбора цифровых технологий, которые могут быть эффективно использованы для повышения уровня орфографической грамотности обучающихся пятых классов. Цель работы - обоснование, экспериментальная проверка и описание методических при?мов развития орфографической грамотности обучающихся пятых классов на основе использования цифровых образовательных ресурсов. Описаны примеры авторских цифровых образовательных ресурсов и представлены результаты экспериментальной работы по внедрению методики развития орфографической грамотности у обучающихся пятых классов на основе применения современных технологий и включения обучающихся в процесс учебной коммуникации в цифровой среде. Диагностическим инструментарием выступила специально разработанная авторами методика оценки уровня развития орфографической грамотности по четырем критериям с использованием 11 методов. На основании провед?нного исследования сделаны выводы о том, что специальным образом организованная работа на уроках русского языка способствует росту уровня орфографической грамотности у школьников как при написании письменных работ, так и при общении учеников в цифровой среде. В современных образовательных условиях, характеризующихся интенсивным проникновением цифровых технологий во все производственные и социальные сферы, процесс цифровой и сетевой социализации школьников должен осуществляться на протяжении всего обучения в школе, поэтому дальнейшее исследование может быть связано с разработкой методических при?мов использования цифровых технологий в процессе развития орфографической грамотности обучающихся разных возрастных групп.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Паспорт национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг. (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: http://government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
2 . Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за- ведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
3 . Результаты выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР) в Ивановской области в 2020 году (осень) / ОГБУ «Ивановский региональный центр оценки качества образования». URL: http://ivege.ru/uploads/files/2020/Деятельность/впр/ВПР%202020%20осень.pdf (дата обращения: 07.10.2022).
4 . Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по русскому языку. М., 42 с. / ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ru_mr_2021.pdf (дата обращения: 07.10.2022).
5 . Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 160 с.
6 . Курдус Е.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 5 класса при обучении орфографии с применением информационных технологий: Автореф. дис. … кан. пед. наук. Елец, 26 с.
7 . Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Пл?хова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6. С. 46-48.
8 . Пашкова Г.И. Компьютерные средства обучения орфографии в работе современного учителя // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12. С. 46-54.
9 . Расулова З.М. Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 106-111.
10 . Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ- Пресс, 67 с.
11 . Савельева Ю.И., Зайцева С.А. Готовность учителя филологии к формированию у школьников культуры общения в цифровой среде // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика: научный журнал / Гл. ред. Т.В. Черноусова-Никонорова. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «НАПППиСР», № 1. С. 65-78.