ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 37.013.32 | ||
153-160 | навыки безопасного поведения, курс «Технология спасения жизни», дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации, стратегии поведения, реакции мозга, ролевое поведение |
В настоящее время правила безопасного поведения, которые дети изучают в дошкольных образовательных организациях и школах, не могут обеспечить верную стратегию действий ребенка в опасной ситуации: у детей не формируются навыки безопасного поведения, которые бы стали устойчивыми навыками спасения в различных чрезвычайных ситуациях. Статья раскрывает особенности работы структур головного мозга человека, находящегося в опасной ситуации. В чрезвычайной ситуации правила невозможно вспомнить, сработает только доведенный до автоматизма навык. Навык включится в случае распознавания признаков опасной ситуации. Ребенок сможет узнать и распознать признаки чрезвычайной ситуации, если у него есть опыт определения их как опасных. При этом важен опыт успешных действий в подобных смоделированных игровых ситуациях. Авторы подчеркивают, что только личный положительный опыт преодоления трудностей и выхода из чрезвычайной ситуации является важнейшей составляющей при выборе ребенком адекватных действий для выживания в чрезвычайных ситуациях. Статья рассматривает особенности реакций детей дошкольного возраста на опасные ситуации и возможность подготовки ребенка к безопасным и адекватным действиям в различных чрезвычайных ситуациях. Авторы приводят данные, которые демонстрируют целесообразность использования стратегий ролевого поведения для формирования у ребенка навыка верных, безопасных действий в чрезвычайных ситуациях бессознательно, автоматически. В статье подробно описаны критерии оценочных наблюдений педагога за детьми для анализа изменения поведения ребенка в процессе освоения курса «Технология спасения жизни».Используемые методы исследования: анализ и структуризация научных данных по проблеме формирования навыков самоспасения у детей в чрезвычайных ситуациях; наблюдение за ходом занятий по курсу «Технология спасения жизни» для детей 5-10 лет; систематизация результатов исследования. |
![]() |
1 . Bernet F., Denimal J. Comparison do deux Jots de rats presentant une emo-tivite differente II Excretion d'adrcnaline et de noradrenaline urinaires // Сr. Soc. Bi- 1970. Vol. 164. № 12. Р. 25. 2 . Hamburg D.A. Psychological studies of aggressive behavior // 1971. Vol. 230. № 5288. Р. 19. 3 . Johansson G., Aronson G., Lindstrom В.О. Social psychological and neuroendocrine stress reactions in highly mechanised work // 1978. Vol. 21. № 8. Р. 583-599. 4 . Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 5 . Китаев-Смык Л.А. Стресс. Эмоции и соматика. Академический проект, 2020. 6 . Левченко Т.А., Иминова Ю.Б. Формирование у детей 5-6 лет навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях // Вестник КазНацЖенПУ. 1. С. 232-237. 7 . Шинтяпина А.И., Фархшатова И.А. Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. № 66-1. 8 . Романенко А.И. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в теории и практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5. 9 . Казакова Н.А., Семеновских Т.В. Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в проектной деятельности // Научные междисциплинарные исследования. 2021. № 10 . Миняев А.С. Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации // Психологическая наука и образование (специальный сборник). М.: Моск. гор. психол.-пед. ун-т, 2007. 92 с. 11 . Плешкова Н.А. Педагогическая технология формирования безопасного поведения будущих специалистов технического профиля: Дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2009. 182 с. 12 . Полухина Н.А. Авторская программа по развитию речемыслительной деятельности у старших дошкольников «Рассуждай, сочиняй, рассказывай». М., 17 с. 13 . Чистякова А.А. Формирование двигательных стереотипов безопасного поведения детей 5-7 лет в моделируемых чрезвычайных ситуациях на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях // Научный поиск. 2013. № 2. С. 34-36. 14 . Чистякова А.А. Формирование у детей 5-7 лет компетенций безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях средствами физической культуры // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. / Под ред. С.И. Логинова. М., 2011. С. 205-206. 15 . McBride G., King M.G., James J.W. Social prox- imity effects on galvanic skin responses in adult humans // J. Person. 1965. Vol. 61. Р. 153-157. 16 . Зингерман А.М. Влияние статистической характеристики системы сигналов и их значимости на формирование двигательных и вегетативных реакций человека-оператора в норме и при экстремальных воздействиях // В кн.: Очерки прикладной нейрокибернетики (К анализу регуляторных систем мозга) / Под ред. Д.Н. Меницкого; АМН СССР. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 17 . Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 18 . Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и «стресс» (О причине доминанты в патологии). М.: Наука, 1970. 19 . Кузнецов О.Я., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Книга по требованию, 20 . Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 21 . Паточкина Н.А. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты - Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 319 с. 22 . Разумов С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 23 . Паточкина Н.А., Комелькова М.В., Цейликман О.Б. и др. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: Учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 82 с. 24 . Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 25 . Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972. |