Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.013.32
Страницы
153-160
Ключевые слова
навыки безопасного поведения, курс «Технология спасения жизни», дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации, стратегии поведения, реакции мозга, ролевое поведение

Авторы
Котлованова О.В.
Емельянова И.Е.

Место работы
Емельянова И.Е.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет


Аннотация
В настоящее время правила безопасного поведения, которые дети изучают в дошкольных образовательных организациях и школах, не могут обеспечить верную стратегию действий ребенка в опасной ситуации: у детей не формируются навыки безопасного поведения, которые бы стали устойчивыми навыками спасения в различных чрезвычайных ситуациях. Статья раскрывает особенности работы структур головного мозга человека, находящегося в опасной ситуации. В чрезвычайной ситуации правила невозможно вспомнить, сработает только доведенный до автоматизма навык. Навык включится в случае распознавания признаков опасной ситуации. Ребенок сможет узнать и распознать признаки чрезвычайной ситуации, если у него есть опыт определения их как опасных. При этом важен опыт успешных действий в подобных смоделированных игровых ситуациях. Авторы подчеркивают, что только личный положительный опыт преодоления трудностей и выхода из чрезвычайной ситуации является важнейшей составляющей при выборе ребенком адекватных действий для выживания в чрезвычайных ситуациях. Статья рассматривает особенности реакций детей дошкольного возраста на опасные ситуации и возможность подготовки ребенка к безопасным и адекватным действиям в различных чрезвычайных ситуациях. Авторы приводят данные, которые демонстрируют целесообразность использования стратегий ролевого поведения для формирования у ребенка навыка верных, безопасных действий в чрезвычайных ситуациях бессознательно, автоматически. В статье подробно описаны критерии оценочных наблюдений педагога за детьми для анализа изменения поведения ребенка в процессе освоения курса «Технология спасения жизни».Используемые методы исследования: анализ и структуризация научных данных по проблеме формирования навыков самоспасения у детей в чрезвычайных ситуациях; наблюдение за ходом занятий по курсу «Технология спасения жизни» для детей 5-10 лет; систематизация результатов исследования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Bernet F., Denimal J. Comparison do deux Jots de rats presentant une emo-tivite differente II Excretion d'adrcnaline et de noradrenaline urinaires // Сr. Soc. Bi- 1970. Vol. 164. № 12. Р. 25.
2 . Hamburg D.A. Psychological studies of aggressive behavior // 1971. Vol. 230. № 5288. Р. 19.
3 . Johansson G., Aronson G., Lindstrom В.О. Social psychological and neuroendocrine stress reactions in highly mechanised work // 1978. Vol. 21. № 8. Р. 583-599.
4 . Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука,
5 . Китаев-Смык Л.А. Стресс. Эмоции и соматика. Академический проект, 2020.
6 . Левченко Т.А., Иминова Ю.Б. Формирование у детей 5-6 лет навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях // Вестник КазНацЖенПУ. 1. С. 232-237.
7 . Шинтяпина А.И., Фархшатова И.А. Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. № 66-1.
8 . Романенко А.И. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в теории и практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5.
9 . Казакова Н.А., Семеновских Т.В. Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в проектной деятельности // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №
10 . Миняев А.С. Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации // Психологическая наука и образование (специальный сборник). М.: Моск. гор. психол.-пед. ун-т, 2007. 92 с.
11 . Плешкова Н.А. Педагогическая технология формирования безопасного поведения будущих специалистов технического профиля: Дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2009. 182 с.
12 . Полухина Н.А. Авторская программа по развитию речемыслительной деятельности у старших дошкольников «Рассуждай, сочиняй, рассказывай». М., 17 с.
13 . Чистякова А.А. Формирование двигательных стереотипов безопасного поведения детей 5-7 лет в моделируемых чрезвычайных ситуациях на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях // Научный поиск. 2013. № 2. С. 34-36.
14 . Чистякова А.А. Формирование у детей 5-7 лет компетенций безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях средствами физической культуры // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. / Под ред. С.И. Логинова. М., 2011. С. 205-206.
15 . McBride G., King M.G., James J.W. Social prox- imity effects on galvanic skin responses in adult humans // J. Person. 1965. Vol. 61. Р. 153-157.
16 . Зингерман А.М. Влияние статистической характеристики системы сигналов и их значимости на формирование двигательных и вегетативных реакций человека-оператора в норме и при экстремальных воздействиях // В кн.: Очерки прикладной нейрокибернетики (К анализу регуляторных систем мозга) / Под ред. Д.Н. Меницкого; АМН СССР. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние,
17 . Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука,
18 . Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и «стресс» (О причине доминанты в патологии). М.: Наука, 1970.
19 . Кузнецов О.Я., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Книга по требованию,
20 . Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ,
21 . Паточкина Н.А. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты - Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 319 с.
22 . Разумов С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. Л.: Медицина,
23 . Паточкина Н.А., Комелькова М.В., Цейликман О.Б. и др. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: Учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 82 с.
24 . Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика,
25 . Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972.