ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В РЕЖИМЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ |
научная статья | |||
237-246 | кейс, интерактивная лекция, COVID-19, цифровые инструменты, ЭИОС |
Пандемия, заставившая педагогическое сообщество в форс-мажорных обстоятельствах массово осваивать и внедрять цифровые инструменты, одновременно выступила драйвером развития образования, дав возможность преподавателям актуализировать свой адаптационный потенциал. Статья посвящена обобщению практического опыта трансформации университетской лекции с использованием цифровых инструментов при экстренном переходе вуза в режим распределенного университета. Представленный в статье педагогический кейс и выводы авторов актуальны при создании лекционных курсов для гуманитарных дисциплин, применимых к гибридному или онлайн-обучению. |
![]() |
1 . Левина Л.М., Ермакова O.А. Обучение иностранному языку в лингвистическом университете в условиях экстренного перехода на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19 // Обучение, тестирование и оценка: Материалы Междунар. конф. Вып. 20. Н. Новгород: НГЛУ, 2021. С. 121-126. 2 . Борисова А.А., Рязанцева И.В. Организация образовательного процесса в период распространения пандемии: опыт адаптации и решения противоречий // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 2. С. 175-188. 3 . Akram H. et al. The Challenges of Teaching and Learning in the COVID-19 Pandemic: A Case Study of Public Universities in Karachi, Pakistan // Journal of Information Technology Education: Research. 2021. № 20. P. 263-282. 4 . Mittal Amit et al. A Unified Perspective on the Adoption of Online Teaching in Higher Education during the COVID-19 Pandemic.// Information Discovery and Delivery. 2021. № 50 (2). P. 117-132. 5 . Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. C. 84-88. 6 . Айсханов С.К., Ильясова К.Х., Садуева М.А. Дистанционное обучение в период пандемии // Педагогический журнал. 2020. № 4-A. С. 247-252. 7 . Paudel P. Online education: Benefits, challenges and strategies during and after COVID-19 in higher education // International Journal on Studies in Education. 2021. № 3 (2). P. 70-85. 8 . Peimani N., Kamalipour H. Online Education and the COVID-19 Outbreak: A Case Study of Online Teaching during Lockdown // Education Sciences. 2021. № 11. P. 72. 9 . Хлебникова Н.А., Оконникова Т.И. Оценка и анализ цифровой грамотности педагогов и студентов вуза как фактора готовности к использованию дистанционных образовательных технологий // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 3. № 4. С. 390-406. 10 . Gawanmeh A. et al. Evaluating the Effectiveness of Distance Learning in Higher Education during COVID-19 Global Crisis: UAE Educators’ Perspectives // Contemporary Educational Technology. 2021. № 13. P. 311. 11 . Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 12 . Мурзина Н.П. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению в условиях напряженной ситуации в обществе и образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С. 152-156. 13 . Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. URL: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.8 (дата обращения: 21.02.2022). 14 . Остапенко И.А., Кроливецкая И.Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления [Электронный ресурс] // «Концепт»: научно-метод. электрон. журн. 2016. Т. 23. С. 77-81. URL: http://e-koncept.ru/2016/56397.htm (дата обращения: 17.05.2022). 15 . Bligh D. A. What’s the Use of Lectures? San Francisco: Jossey-Bass, 2000. 384 p. 16 . Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: перспективы для высшего образования. СПб.: Скифия Альянс-Дельта, 2003. 284 с. 17 . Hermens A., Clarke E. Integrating Blended Teaching and Learning to Enhance Graduate Attributes // Education+Training. 2009. № 51 (5/6). P. 476-490. 18 . Chilwant K. Comparison of Two Teaching Methods, Structured Interactive Lectures and Conventional Lectures [Электронный ресурс] // Biomedical Research. 2012. № 23(3). P. 363-366. URL: http://www.biomedres.info/biomedical-research/comparison-of-two-teaching-methods-structured-interactive-lectures-and-conventionallectures.pdf. (дата обращения: 10.02.2022). 19 . Miller C. et al. A Comparison of Traditional and Engaging Lecture Methods in a Large, Professional-level Course. // Advances in Physiology Education. 2013. № 37(4). P. 347-355. 20 . Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127-133. 21 . Чичерина М.М., Чичерина Ю.В. Cовременный цифровой учебник по иностранному языку: структура и содержание // Вестник НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. 2021. Вып. 56. С. 131-140. 22 . Пoлевoй С.А., Пaвлoвa В.В. Oсoбеннoсти oбучения студентoв с клипoвым мышлением [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2017. № 2. С. 56-67. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-56-67 (дата обращения: 21.04.2021). 23 . Темпл Ч., Стил Дж., Мередит К. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета. Пособие III (Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления»). М.: Изд-во «ИОО», 1997. 86 c. 24 . Швец И.М., Левина Л.М., Марико В.В., Грудзинская Е.Ю. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения: Методическое пособие для преподавателей вузов [Электронный ресурс]. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. С. 104. Режим доступа: http://www.unn.ru/books/resources.html (Фонд электронных публикаций ННГУ - рег. № 359.11.12 от 29.04.2011). URL: http://www.unn.ru/books/met_files/current_teac hing.pdf (дата обращения: 10.12.2020). 25 . Lage M. et al. Inverting the Classroom: A Gateway to Creating an Inclusive Learning Environment [Электронный ресурс] // The Journal of Economic Education. 2000. № 31(1). P. 30-43. URL: https://doi.org/10.2307/1183338 (дата обращения: 16.04.2022). 26 . Макарова Е.Л., Пугач О.И. Лекционный курс в учебном процессе вуза: вопросы модернизации [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 2 (15). С. 95-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lektsionnyy-kurs-v-uchebnom-protesse-vuza-voprosy-modernizatsii (дата обращения: 29.05.2022). 27 . Роботова А.С. Современная лекция: гуманитарный смысл // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 20-24. 28 . Эрштейн М.О. Опыт применения балльно-рейтинговой системы по университетской дисциплине «История зарубежной литературы» в условиях дистанционного обучения // Гуманитарный научный вестник. 2020. №10. С. 83-86. 29 . Дьяченко Н.В. Методические особенности подготовки лекции в вузе [Электронный ресурс] // «Концепт»: научно-метод. электрон. журн. 2019. № VI. URL: http://e-koncept.ru/2019/196005.htm (дата обращения: 05.02.2022). 30 . Richardson D. Don't Dump the Didactic Lecture; Fix it [Электронный ресурс] // Advances in Physiology Education. 2008. № 32 (1). P. 23-24. URL: https://journals.physiology.org/doi/full/10.1152/advan.00048.2007 (дата обращения: 26.03.2022). |