АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 37.08 | ||
195-202 | педагогическая деятельность, затруднение в профессиональной деятельности, молодой педагог, начинающий педагог, дошкольное образование |
Начало профессиональной педагогической деятельности всегда сопряжено с большим количеством проблем и трудностей. Современная ситуация системы дошкольного образования добавляет объективные факторы, вызывающие эти затруднения: это и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и специфика деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, общая ситуация социальной и, как следствие, педагогической неопределенности не позволяет молодому педагогу чувствовать себя уверенно при выполнении своей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования затруднений в профессиональной деятельности молодых (начинающих) педагогов дошкольного образования г. Шуи Ивановской области. В исследовании приняли участие 12 молодых педагогов и 12 экспертов - заведующих дошкольными образовательными учреждениями и старших воспитателей. Выявлены виды педагогической деятельности и конкретные трудовые действия, в которых воспитатели испытывают наибольшие затруднения: гностический, проектировочный и рефлексивный. Сделан вывод о необходимости развития института наставничества в образовании и организации специальной работы по преодолению и предупреждению затруднений начинающих педагогов. |
![]() |
1 . Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2000. 222 с. 2 . Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2000. 22 с. 3 . Муравьёва Г.Е., Куренная Е.В. Исследование затруднений учителей в педагогической деятельности // Приволжский научный журнал. 2012. № 1. С. 226-230. 4 . Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32-36. 5 . Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 128 с. 6 . Шитова И.Ю. Характеристика затруднений выпускника вуза в период освоения профессионально-педагогической деятельности // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Проблемы педагогики средней и высшей школы. 2013. Том 26 (65). № 1. С. 228-241. 7 . Собакинских О.В. Психологические затруднения воспитателей в процессе планирования деятельности в соответствии с ориентирами ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 91-96. 8 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.garant.ru/70512244/#friends 9 . Дубцова М.В. Проблема адаптации молодых педагогов к работе в дошкольной образовательной организации // Kant. 2017. № 2 (23). С. 23-25. 10 . Лопсонова З.Б., Кленина Н.В. Управление развитием профессиональной карьеры молодых педагогов ДОО // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 27-31. 11 . Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ 12 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 13 . Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с. 14 . Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. 15 . Куренная Е.В. Возрождение и развитие института наставничества в образовательных организациях Краснодарского края // Роль и место профсоюза в XXI веке: актуальные вопросы социального партнерства: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Краснодар, 2019. С. 97-105. 16 . Левина Е.А. Организация работы с молодыми специалистами // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 2. С. 78-86. |