Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.08
Страницы
195-202
Ключевые слова
педагогическая деятельность, затруднение в профессиональной деятельности, молодой педагог, начинающий педагог, дошкольное образование

Авторы
Бережнова К.Е.
Муравьёва Г.Е.
Шептуховский М.В.

Место работы
Бережнова К.Е.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Муравьёва Г.Е.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Шептуховский М.В.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета


Аннотация
Начало профессиональной педагогической деятельности всегда сопряжено с большим количеством проблем и трудностей. Современная ситуация системы дошкольного образования добавляет объективные факторы, вызывающие эти затруднения: это и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и специфика деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, общая ситуация социальной и, как следствие, педагогической неопределенности не позволяет молодому педагогу чувствовать себя уверенно при выполнении своей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования затруднений в профессиональной деятельности молодых (начинающих) педагогов дошкольного образования г. Шуи Ивановской области. В исследовании приняли участие 12 молодых педагогов и 12 экспертов - заведующих дошкольными образовательными учреждениями и старших воспитателей. Выявлены виды педагогической деятельности и конкретные трудовые действия, в которых воспитатели испытывают наибольшие затруднения: гностический, проектировочный и рефлексивный. Сделан вывод о необходимости развития института наставничества в образовании и организации специальной работы по преодолению и предупреждению затруднений начинающих педагогов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2000. 222 с.
2 . Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2000. 22 с.
3 . Муравьёва Г.Е., Куренная Е.В. Исследование затруднений учителей в педагогической деятельности // Приволжский научный журнал. 2012. № 1. С. 226-230.
4 . Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32-36.
5 . Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 128 с.
6 . Шитова И.Ю. Характеристика затруднений выпускника вуза в период освоения профессионально-педагогической деятельности // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Проблемы педагогики средней и высшей школы. 2013. Том 26 (65). № 1. С. 228-241.
7 . Собакинских О.В. Психологические затруднения воспитателей в процессе планирования деятельности в соответствии с ориентирами ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 91-96.
8 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.garant.ru/70512244/#friends
9 . Дубцова М.В. Проблема адаптации молодых педагогов к работе в дошкольной образовательной организации // Kant. 2017. № 2 (23). С. 23-25.
10 . Лопсонова З.Б., Кленина Н.В. Управление развитием профессиональной карьеры молодых педагогов ДОО // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 27-31.
11 . Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
12 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121
13 . Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
14 . Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
15 . Куренная Е.В. Возрождение и развитие института наставничества в образовательных организациях Краснодарского края // Роль и место профсоюза в XXI веке: актуальные вопросы социального партнерства: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Краснодар, 2019. С. 97-105.
16 . Левина Е.А. Организация работы с молодыми специалистами // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 2. С. 78-86.