К ПРОБЛЕМЕ РИСКОВ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В ПОКОЛЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ |
научная статья | 316.34/.422/.44:316.346.36 | ||
165-173 | поколения, цифровое неравенство, виртуальные риски, компьютерная грамотность, интернет-технологии, социализация, молод?жь, цифровые компетенции, виртуальное пространство, Интернет |
Те или иные риски цифрового неравенства разных сло?в и групп населения, в частности риски цифрового неравенства между возрастно-поколенческими группами, становятся вс? более актуальными. В современных российских условиях указанная проблема способствует усилению травмированного состояния общества в связи с неадаптированностью больших масс людей к дигитализации общественной жизни. Люди старших и младших поколений проявляют заметно различающиеся уровни адаптивности и активности в приобщении к интернет-технологиям, в использовании этих технологий в профессиональной и повседневно-бытовой сферах. Своеобразный возрастной рубеж, когда резко уменьшается доля респондентов, которые владеют компьютером, хорошо и часто пользуются им, - возраст 35 лет и старше. Особенно заметно возрастает доля тех, кто практически не владеет компьютером, в возрасте от 45 лет, а в возрасте от 55 лет таковых более половины. Однако потребности людей и общества в отношении компьютерной грамотности и включения людей в цифровую жизнь вс? более возрастают. Это касается повышения и использования ресурсности людей любого возраста. Важно осуществлять адресные меры и программы, способствующие уменьшению (преодолению) излишней стратификации между людьми, в том числе и разрыва поколений в области владения цифровыми технологиями. |
![]() |
1 . Горбунова Н.В., Шеляхина Н.В. Цифровая экономика - императив инновационного образовательного развития культурного капитала в современном обществе // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2 (76). С. 164-168. 2 . Шиняева О.В., Полетаева О.В., Слепова О.М. Информационно-цифровое неравенство: поиски эффективных практик адаптации населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 68-85. 3 . Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: Издательство «ACT», 2002. 557 с. 4 . Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. 5 . Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. № 22 (313). Вып. 81. С. 6-10. 6 . Кулакова А.Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1-10. 7 . Смирнов Р.Г. Операционализация феномена «поколение онлайн» // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 4. С. 31-38. 8 . Руденкин Д.В. Эвристический потенциал теории «цифровых аборигенов» М. Пренски при исследовании современной российской молодежи // Социодинамика. 2019. № 9. С. 9-19. 9 . Черемисин А.Г. Интернет как новая социальная среда: феноменологический подход // Вестник ДонНУ. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 80-85. 10 . Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163-182. 11 . Лебедева Л.Г. Межпоколенческие разрывы и риски в виртуальном пространстве // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 147-151. 12 . Максимова О.А. Цифровая грамотность поколения «третьего возраста» как адаптационный ресурс в условиях информационного общества // Logos et Рraxis. 2018. Т. 17. № 2. С. 103-110. 13 . Попов М.В., Коблова Ю.А., Мурыгина Н.В. Институты виртуального пространства: механизм, закономерности формирования и новые угрозы // Вестник Саратовского государственного социально-экономичес-кого университета. 2017. № 3 (67). С. 82-86. 14 . Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48-57. 15 . Beck U. The Metamorphosis of the World. Cambridge; Malden: Polity Press, 2016. 223 p. 16 . Керимов Т.Х. Цифровизация общества: модуляция, время, субъективация // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2019. Т. 14. № 3 (191). С. 5-17. 17 . Сергеева О.В. Пожилые люди за компьютером // Человек. 2014. № 3. С. 42-46. 18 . 18. Дулина Н.В., Ануфриева Е.В. Киберсоциализация молодежи: настоящее и будущее // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2016. № 1. С. 96-98. 19 . Дружинин А.М. Интернет-коммуникации в гражданском обществе: методологический анализ // Информационное общество. 2017. № 3. С. 24-29. 20 . Вершинская О.Н. Европейский подход к анализу социальных последствий информатизации // Информационное общество. 2016. Вып. 2. С. 52-59. 21 . Черных С.С., Воденко К.В., Коваленко А.М., Чернов И.В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8 (39). № 5. С. 179-189. 22 . Van Dijk J. The Digital Divide. Cambridge, UK: Polity, 2020. 208 p. 23 . Reynolds R. Jan van Dijk, The digital divide (Book Review) // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2021. Vol. 72 (1). P. 136-138. 24 . Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Возможно ли цифровое равенство? (О книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв») // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158-164. 25 . Van Deursen A.J.A.M., van Dijk J.A.G.M. The first-level digital divide shifts from inequalities in physical access to inequalities in material access // New Media & Society. 2019. № 21(2). P. 354-375. 26 . Бекарев А.М., Пак Г.С. Цифровая компетентность и возраст преподавателя в условиях префигуративной культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 1 (65). С. 74-81. 27 . Lebedeva L.G. Areas of Interests of Age-Generational Groups as a Factor of Social Management of Settlement Structures // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 960. Prague. IOP Publishing Ltd. 2020. P. 032085. 28 . Воскресенская Н.Г., Рыхтик М.И., Баранова Т.В. Цифровизация в восприятии студентов поколений Y и Z // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 137-148. 29 . Баева Л.В. Социальные аспекты цифровизации образования в условиях пандемии: философский анализ // Logos et Praxis. 2021. Vol. 20. № 1. P. 5-15. 30 . Ермилова А.В., Захаров Д.В. Ресурсность представителей пожилого возраста: теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 1 (65). С. 83-88. 31 . Эфендиев А.Г. Социальное развитие в современную эпоху. Теоретическое исследование новой реальности // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 16-27. 32 . Григорьева Е.А. Цифровые неравенства: причины, формы, последствия // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 161-163. |