ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕМЕЙ: ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ВКЛАДЫВАЮТ ДЕНЬГИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ? |
научная статья | 316.444.2 | ||
131-137 | семьи с детьми, дополнительное образование, образование, образовательные стратегии, социальный капитал, социальное неравенство |
Уровень образования как часть социального капитала человека является значимым ресурсом в контексте социальной восходящей мобильности в условиях социального неравенства. Планирование индивидуальных образовательных траекторий закладывается в семье родителями. Родители, принимая решение о степени образовательной активности детей, не только повышают их стартовые возможности в будущем на рынке труда, но и заклaдывают мировоззренческие основы отношения к образованию как life-long process.В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного осенью 2021 г. в малом городе России. В проекте принимали участие Центр исследования социальных систем, кафедра социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского, университеты городов Глазго (Шотландия), Упсала (Швеция) и Хельсинки (Финляндия) при поддержке Нижегородского научно-образовательного центра (АНО «Нижегородский НОЦ»). Были изучены следующие вопросы: в какой степени родители готовы инвестировать в дополнительное образование детей, какое дополнительное образование для своих детей они предпочитают, а также мотивация этого выбора. В соответствии с ними было выделено 4 основных типа образовательный стратегий: ориентация на развитие ребенка, укрепление здоровья; ориентация на повышение успеваемости, подготовка к поступлению в вуз/техникум; дополнительное образование как способ организации досуга ребенка; ориентация на приращение знаний как способ повышения социального капитала. |
![]() |
1 . Lareau A. Unequal childhoods: Class, race, and family life. Berkeley: University of California Press, 2003. 480 р. URL: https://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1ppgj4 (дата обращения: 01.04.2021). 2 . Бурдье П., Пассрон Ж. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 272 с. 3 . Павленко К.В., Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Сивак Е.В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-shkolnikov-funktsii-roditelskie-strategii-ozhid aemye-rezultaty (дата обращения: 29.03.2022). 4 . Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общей ред. В.В. Сапова. М.: Academia, 2005. 588 с. 5 . Сен А. Развитие как свобода / Пер с англ. под ред. и с послеслов. Р.М. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004. 432 с. 6 . Linver M.R., Roth J.L., and Brooks-Gunn J. Patterns of Adolescents’ Participation in Organized Activities: Are Sports Best When Combined with Other Activities? // Developmental Psychology. 2009. № 45 (2). Р. 354-367. URL: https://www.jstor.org/stable/26582378 (дата обращения: 20.02.2022). 7 . Dumais S.A. Elementary School Students’ Extracurricular Activities: The Effects of Participation on Achievement and Teacher’s Evaluations // Sociological Spectrum. 2006. № 26 (2). Р. 117-147. URL: https://www.researchgate.net/publication/238399701_Elementary_school_students'_extracurricular_activities_The_effects_of_participation_on_achievement_and_teachers'_evaluations (дата обращения: 20.02.2022). 8 . Kaufman J., and Gabler J. Cultural Capital and the Extracurricular Activities of Girls and Boys in the College Attainment Process // Poetics. № 32 (2). Р. 145-168. URL: https://www.researchgate.net/publication/222564 007_Cultural_Capital_and_Extracurricular_Activities_of_Girls_and_Boys_in_the_College_Attainment_Process (дата обращения: 20.02.2022). 9 . Rivera L. Ivies, Extracurriculars, and Exclusion: Elite Employers’ Use of Educational Credentials // Research in Social Stratification and Mobility. № 29. Р.71-90. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S027656241000065X (дата обращения: 24.02.2022). 10 . Lareau A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Second Edition with an Update a Decade Later. 2nd ed. Oakland: University of California Press, 2011. 480 р. 11 . Lareau A., Weininger E.B., Conley D. What Money Doesn’t Buy: Class Resources and Children’s Participation in Organized Extracurricular Activities // Social Forces. 2005. Vol. 9. № 2. P. 479-503. URL: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/dconley/files/money_doesnt_buy_class_organized_activities.pdf (дата обращения: 25.02.2022). 12 . Adler P.А., Adler Р. Social Reproduction and the Corporate Other: The Institutionalization of Afterschool Activities // Sociological Quarterly. 1994 № 35 (2). Р. 309-28. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1111/j.1533-8525.1994.tb00412.x (дата обращения: 25.02.2022). 13 . Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://government.ru›docs (дата обращения: 10.04.2022). 14 . Концепция развития дополнительного образования до 2030 года. URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 13.04.2022). 15 . Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / Под ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород-М., 2013. 268 с. 16 . Таганрогские исследования: полвека спустя / Под научн. ред. чл.-корр. РАН проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с. 17 . Agency in Russia and Ukraine / S?tre A-M., Morell I.A. (eds). Routledge, 2016. 160 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taylorandfrancis.com/books/details/9781138957640/ (дата обращения: 25.02.2022). 18 . Vincent C., Ball S. J. Making Up the Middle-Class Child: Families, Activities and Class Dispositions // Sociology. 2007 Vol. 41. № 6. P. 1061-1077. 19 . Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchastiya-detey-v-dopolnitelnom-obrazova nii-obuslovlennye-razlichiyami-v-kulturno-obrazovateln om-i-imuschestvennom (дата обращения: 04.04.2022). 20 . Итоговый отчет Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2020 год. URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=288467 (дата обращения: 04.04.2022). 21 . Косарецкий С.Г., Абанкина И.В., Мерцалова Т.А. и др. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей - 2017. URL: http://www.eseur.ru/Files/file6096.pdf (дата обращения: 04.04.2022). 22 . Брей М., Ликинз Ч. Теневое образование: частное дополнительное обучение и его вызовы органам государственного управления в сфере образования стран Азиатского региона: Монография / Пер. с англ. В.Н. Демченко, Э.И. Печерица; Под общ. ред. Е.Л. Рудневой, М.П. Пальянова, А.Б. Ефременкова, О.Т. Лойко; Юргинский технологический институт. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. 119 с. URL: https://www.adb.org/sites/de fault/files/publication/327841/shadow-education-ru.pdf (дата обращения: 10.04.2022). 23 . Поплавская А.А., Груздев И.А., Петлин А.В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-organizatsiy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossii-k-postanovke-problemy (дата обращения: 24.02.2022). 24 . Furstenberg F.F. Managing to Make It: Urban Families and Adolescent Success. Chicago, IL: University of Chicago, 1999. 305 р. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED431866 (дата обращения: 10.04.2022). 25 . Lareau A., Weininger E.B. Cultural Capital in Educational Research: A Critical Assessment // Theory and Society. 2003. Vol.32. № 5-6. P.567-606. URL: https://sociology.sas.upenn.edu/sites/default/files/Lareau2003_Cultural_Capital_in_Educational_Research.pdf (дата обращения: 10.04.2022). |