Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
334.025
Страницы
58-65
Ключевые слова
система менеджмента качества, государственное управление, муниципальное управление, административная реформа, качество оказания услуг

Авторы
Пак Х.С.
Кулибанова В.В.

Место работы
Пак Х.С.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Кулибанова В.В.
Институт проблем региональной экономики РАН


Аннотация
Несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию и внешние вызовы, необходимость продолжать реформирование системы управления в государственной сфере осталась. В научном дискурсе все активнее звучат предложения о более настойчивом внедрении концептуальных основ системы менеджмента качества (СМК) в государственное и муниципальное управление. Первые результаты такого внедрения позволяют говорить о росте эффективности управления. Целью данной работы является оценка результатов внедрения системы менеджмента качества в государственное управление в РФ. Авторы провели анализ и выполнили оценку результатов административной реформы и внедрения СМК в государственное управление. Проведенное исследование результатов реализации административной реформы показало, что государство пыталось внедрить СМК в масштабах всей страны. Отмечая ряд положительных моментов реформирования государственного управления в аспекте внедрения системы СМК, авторы выявили, что ряд методов СМК, проникших в сферу государственного управления из частного сектора, не были реализованы должным образом. Например, большинство функций и услуг реализуется не в процессном формате. Процессная логика в сфере государственного управления ориентирована на выполнение функций, а не на достижение результатов. Однако несмотря на все сложности, на наш взгляд, созданы все предпосылки для внедрения СМК в государственное управление. В настоящее время в России можно отметить рост числа примеров внедрения СМК в органах власти. На основе выполненных исследований предложены новые ориентиры административной реформы.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Окрепилов В.В. Обеспечение высокого качества жизни на основе повышения качества государственного управления // Управленческое консультирование. 2016. № 12. С. 26-36.
2 . Маслов Д.В., Стаес П., Тийес Н. Модель CAF в государственном управлении: практика улучшений по результатам самооценки // Менеджмент качества. 2017. № 2. С. 212-221.
3 . Стандарт ИСО 9001:2015* «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2015 «Quality management systems - Requirements», IDT). URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения:10.2022).
4 . Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Господство / Пер. с нем. под ред. Л.Г. Ионина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 544 с.
5 . Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации. М.: ИРИСЭН, 2012. 336 с.
6 . Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ. под ред. А.В. Гличева. М.: Экономика, 1988. 214 с.
7 . Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2011.113 с.
8 . Деминг Э. Менеджмент нового времени: Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке. М.: Альпина Паблишер, 2019. 187 с.
9 . Михайлова Н.В., Фёдорова Л.А. Концепции У.Э. Деминга - «Опорные точки» современной системы всеобщего управления на основе качества // Век качества. 2017. № 5-6. С. 33-37.
10 . Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. 210 с.
11 . Мирзалиев М., Юрков А., Юркова С. Оценка результативности деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере: на примере исследовательских работ в Ленинградской области и Республике Коми // Муниципальная власть. № 1. С. 36-49.
12 . Пустынникова О.А. Оценка качества предоставления муниципальных услуг с использованием системы сбалансированных показателей (опыт администрации города Хабаровска). URL: https://www.asdg.ru/sections/info2/dvadtsatiletie/stati/st2POA.pdf (дата обращения:15.10.2022).
13 . Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. Аналитический обзор. Центр стратегических разработок / Текст: Д.В. Маслов, М.Э. Дмитриев, З.С. Айвазян; Редакция: М.О. Комин. URL: https://www.csr.ru/uploads/2018/02/GosupravlnieWeb.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
14 . Указ Президента РФ 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Система «Гарант». URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709662/#ixzz5XfUhHK R9 (дата обращения: 20.10.2022).
15 . Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193208/#ixzz5XfVdyX4Y (дата обращения: 20.10.2022).
16 . Берлин Ю., Жихаревич Б., Лимонов Л. Опыт разработки системы индикаторов эффективности реализации государственных функций на уровне субъекта РФ (Архангельская область) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. № 2 (28). С. 87-93.
17 . Лимонов Л. Взаимосвязь стратегического планирования, административной и бюджетной реформы, реализуемых на субнациональных уровнях. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruLfLleVuuV57Hufbx_t_QEGGPKsWMerktxfnIMRTBpAXWC_IdsFpLnvQBOESJ08feFtPeg80dvQcZsO0VIJBoz4kShdbD1a4qprasEYEiTlVnB2kNMfjRDQR1AD9683Wg%3D%3D%3Fsign%3Dv4XAoa4E3kvpHeAluA4NHc3--9mXE90Pag5EsyxORLw%3D&name=20060405_limonov.doc&nosw=1 (дата обращения: 15.10.2022).
18 . Алескеров Ф.Т., Головщинский К.И., Клименко А.В. Оценки качества государственного управления. Препринт WP8/2006/02. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 36 с.
19 . Постановление Правительства Ленинградской области от 29.06.2006 № 205 «О бюджетных услугах, Стандартах результативности предоставления бюджетных услуг, методах их использования для планирования, исполнения и оценки эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования» // Система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
20 . Пак Х.С., Давыдова А.А., Таранчук Е.А. Оценка качества предоставления услуг в бюджетных учреждениях МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 3. С. 119-124.
21 . Аналитический отчет о проведении регионального мониторинга качества дошкольного образования в Ленинградской области в 2020 году. URL: https://edu.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2020/07/20/ДО_Аналитический_отчет-2020.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
22 . Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
23 . Постановление Правительства Хабаровского края от 02.05.2012 № 139-пр «Государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае на 2012 - 2020 годы». URL: http://www.regionz.ru// (дата обращения: 26.10.2022).
24 . Приказ от 29 декабря 2012 года № 1056 «Об утверждении стандартов качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Республики Хакасия». URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1666807679&tld=ru&lang=ru&name=prikaz-mz-rkh-ot-29.12.2012-goda-n-1056 (дата обращения: 26.10.2022).
25 . Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 июня 2009 года № 446 (с изменениями на 13 декабря 2018 года) «О порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Татарстан» // Система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 26.10.2022).
26 . Приказ Комитета по культуре и искусству Мурманской области от 27.09.2016 № 194 «Областной стандарт качества оказания государственной услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки в стационарных условиях» // Система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 26.10.2022).
27 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070016 (дата обращения: 10.10.2022).
28 . Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы / Под ред. А.В. Ожаровского, К.А. Ткачевой. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с. URL: https://lean.cdto.ranepa.ru/Lean_CDTO_RANEPA.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
29 . Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов агентства Cnews [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/articles/2021-04-21_rossijskie_regiony_rezko_sokrashchayut (дата обращения: 10.10.2022).