Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РАЗВИТИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
336.14
Страницы
63-70
Ключевые слова
образование, целевые и финансовые показатели, государственные расходы, сегменты, совершенствование системы финансирования

Авторы
Яшина Н.И.
Яшин С.Н
Плетникова А.Е.

Место работы
Яшина Н.И.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Яшин С.Н
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Плетникова А.Е.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Развитие человеческого капитала - важная задача при реализации ценностно-ориентированного подхода финансовой политики государства, нацеленной на улучшение благополучия населения в стране. Финансирование образования - это индикатор, который характеризует уровень жизни граждан во многих мировых рейтингах. Образовательный процесс в советской школе, уровень финансирования школ, в том числе заработная плата как учителей, так и научных работников до сих пор являются примером не только в нашей стране, но и в других развитых экономических системах. Цель работы - исследование целевых и финансовых показателей в каждом регионе, анализ их динамики и распределение по сегментам. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить теоретические и методологические основы государственного финансирования в сфере образования, науки и инноваций; разработать методику оценки государственного финансирования на основе целевых и финансовых показателей; определить пути совершенствования государственного финансирования. В статье разрабатывается методика, которая позволяет произвести распределение субъектов РФ по определенным сегментам, каждый из которых характеризует регион по степени эффективности финансирования в сфере образования, науки и инноваций. Проводится анализ целевых и финансовых показателей в каждом регионе; выявлены сильные и слабые субъекты с высокими и низкими уровнями достижения результатов и финансово-ресурсного обеспечения. Практическая значимость работы связана с выявлением слабых регионов в сфере образования, науки и инноваций.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. P. 1-17.
2 . Браткова В.С., Куликова И.В. Финансирование фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. 2019. № 5. С. 36-44.
3 . Елистратова Е.Ю. Особенности расходов бюджетов субъектов федерации на образование // УЭкС. 2014. № 9 (69).
4 . Марков С.Н. Повышение эффективности бюджетных расходов на образование (на примере бюджета Омской области) / Омская гуманитарная академия. Омск: Омская гуманитарная академия, 2013. 188 с.
5 . Яшина Н.И., Яшин С.Н., Новикова В.С. и др. Сегментирование регионов РФ как основа формирования стратегии государственного финансирования здравоохранения // Финансовая экономика. 2019. № 7. С. 111-114.
6 . Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996.
7 . Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996.
8 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012.
9 . Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2020.
10 . Отчет о работе Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. Приложение № 6 к отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/gd9uq.
11 . Амиров Р.А. Роль образования и науки в современном мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire.
12 . Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах: 2021: Краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.
13 . Тодосийчук А.В. О моделировании нормативного финансирования науки // Региональный экономический журнал. 2021. № 2 (31). С. 19-34.
14 . Турдубаев С.К., Мейманов Б.К. Прогнозирование расходов государственного бюджета на образование // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 10A. С. 234-245.
15 . Финансирование фундаментальных исследований в России. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем развития науки Российской академии наук», 2017. 44 с.
16 . Информационная система Росстата [Электронный ресурс]; база содержит материалы по государственной статистике в Российской Федерации. URL: www.gks.ru.
17 . Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru.
18 . Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]; база содержит финансовые материалы по субъектам РФ. URL: http://minfin.ru/ru/.
19 . Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/