Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЖИТЕЛЕЙ МАЛЫХ ГОРОДОВ ИЗ РАЗНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.444.2
Страницы
97-103
Ключевые слова
образование, образовательные стратегии, социальное неравенство, качество жизни, уровень жизни, доступность образования, неравенство, имущественные группы

Авторы
Варызгина А.А.
Куликова А.В.
Михайлова В.В.

Место работы
Варызгина А.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Куликова А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Михайлова В.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Анализируются основные образовательные стратегии домохозяйств г. Павлово Нижегородской области, особое внимание уделено отличительным особенностям в структуре расходов на образование, доступа к образованию семей из разных имущественных групп. Из-за своего географического положения, социально-демографической структуры Павлово был выбран как пример типичного малого города европейской части России. Представлены результаты социологических исследований, проведенных в 2011 и 2021 г. В результате кластерного анализа были выделены четыре социальные группы, отличающиеся друг от друга социально-экономическими характеристиками, дан их социально-демографический портрет, особенности и поведенческие установки в сфере образовательных услуг, доступность образования. В проекте 2011 г. принимали участие сотрудники кафедры экономической социологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), ИСЭПН РАН (Москва), университеты Глазго (Шотландия) и Упсала (Швеция). В проекте 2021 г. - Центр исследования социальных систем, кафедра социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского, университеты городов Глазго (Шотландия), Упсала (Швеция) и Хельсинки при поддержке Нижегородского научно-образовательного центра.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность 2001. № 3. С. 122-139.
2 . Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общей ред. В.В. Сапова. М.: Academia, 2005. 588 с.
3 . Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Н. А. Шматко. СПб., 2005. 288 с.
4 . Старыгина А.М. Система образования в контексте дифференциации общества: влияние социального неравенства на доступность высшего образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 7 (62). С. 7-10.
5 . Хлабыстова Н.В., Нетребко Е.Н. Институт высшего образования как фактор сохранения социального неравенства // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 4 (249). С. 223-230.
6 . Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43-62.
7 . Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И. Неравенства в образовании и перспективы цифрового обучения в оценках студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 29-39.
8 . Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в российском школьном образовании: анализ на данных PISA // Вестник Алтайской академии экономики и права. Экономические науки. 2020. №12. С. 99-104.
9 . Куликова А.В., Михайлова В.В. Образование и качество жизни // Народонаселение. 2016. № 3 (73). С. 124-134.
10 . Куликова А.В., Михайлова В.В. Образование как стратегия преодоления социального неравенства // Инновационная экономика: регулирование и конкуренция: Материалы Десятой Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2017. С. 700-706.
11 . Варызгина А.А. Семьи с детьми: факторы, определяющие выбор стратегии выживания в малых городах // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления: Материалы VI Международной научной конференции. 2018. С. 440-445.
12 . Таганрогские исследования: полвека спустя / Под научн. ред. чл.-корр. РАН проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с.
13 . Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / Под ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород-М., 2013. 268 с.
14 . Agency in Russia and Ukraine / S?tre A-M., Morell I.A. (eds). Routledge, 2016. 160 pр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taylorandfrancis.com/books/details/9781138957640/ (дата обращения: 20.02.2022).