ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЖИТЕЛЕЙ МАЛЫХ ГОРОДОВ ИЗ РАЗНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП |
научная статья | 316.444.2 | ||
97-103 | образование, образовательные стратегии, социальное неравенство, качество жизни, уровень жизни, доступность образования, неравенство, имущественные группы |
Анализируются основные образовательные стратегии домохозяйств г. Павлово Нижегородской области, особое внимание уделено отличительным особенностям в структуре расходов на образование, доступа к образованию семей из разных имущественных групп. Из-за своего географического положения, социально-демографической структуры Павлово был выбран как пример типичного малого города европейской части России. Представлены результаты социологических исследований, проведенных в 2011 и 2021 г. В результате кластерного анализа были выделены четыре социальные группы, отличающиеся друг от друга социально-экономическими характеристиками, дан их социально-демографический портрет, особенности и поведенческие установки в сфере образовательных услуг, доступность образования. В проекте 2011 г. принимали участие сотрудники кафедры экономической социологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), ИСЭПН РАН (Москва), университеты Глазго (Шотландия) и Упсала (Швеция). В проекте 2021 г. - Центр исследования социальных систем, кафедра социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского, университеты городов Глазго (Шотландия), Упсала (Швеция) и Хельсинки при поддержке Нижегородского научно-образовательного центра. |
![]() |
1 . Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность 2001. № 3. С. 122-139. 2 . Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общей ред. В.В. Сапова. М.: Academia, 2005. 588 с. 3 . Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Н. А. Шматко. СПб., 2005. 288 с. 4 . Старыгина А.М. Система образования в контексте дифференциации общества: влияние социального неравенства на доступность высшего образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 7 (62). С. 7-10. 5 . Хлабыстова Н.В., Нетребко Е.Н. Институт высшего образования как фактор сохранения социального неравенства // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 4 (249). С. 223-230. 6 . Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43-62. 7 . Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И. Неравенства в образовании и перспективы цифрового обучения в оценках студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 29-39. 8 . Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в российском школьном образовании: анализ на данных PISA // Вестник Алтайской академии экономики и права. Экономические науки. 2020. №12. С. 99-104. 9 . Куликова А.В., Михайлова В.В. Образование и качество жизни // Народонаселение. 2016. № 3 (73). С. 124-134. 10 . Куликова А.В., Михайлова В.В. Образование как стратегия преодоления социального неравенства // Инновационная экономика: регулирование и конкуренция: Материалы Десятой Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2017. С. 700-706. 11 . Варызгина А.А. Семьи с детьми: факторы, определяющие выбор стратегии выживания в малых городах // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления: Материалы VI Международной научной конференции. 2018. С. 440-445. 12 . Таганрогские исследования: полвека спустя / Под научн. ред. чл.-корр. РАН проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с. 13 . Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / Под ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород-М., 2013. 268 с. 14 . Agency in Russia and Ukraine / S?tre A-M., Morell I.A. (eds). Routledge, 2016. 160 pр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taylorandfrancis.com/books/details/9781138957640/ (дата обращения: 20.02.2022). |