РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОГО МЕНЕДЖЕРИАЛИЗМА |
научная статья | 316 | ||
120-126 | университетское управление, академический менеджериализм, академическое сообщество, «академики», конкуренция в высшем образовании |
Академический менеджериализм утвердился в российских университетах в качестве новой модели образовательного менеджмента. Как и в университетах других стран, «новый образовательный менеджмент» создал для академического сообщества новые условия его развития. Однако разные российские вузы имеют различные условия для адаптации сотрудников к новым условиям. В фокусе внимания автора оказались негативные и позитивные последствия внедрения принципов академического менеджериализма в региональных вузах России. Главный исследовательский вопрос - показать проблемы и перспективы развития академического сообщества в региональных университетах в условиях внедрения новой модели образовательного менеджмента. Эмпирическую базу статьи составляют результаты полуформализованного интервью с научными сотрудниками и педагогами университетов г. Екатеринбурга (2020-2021, n =20). Среди информантов - представители УрФУ, РГППУ, УрГЭУ, УрГУПС. Выборка была образована вузами разных типов (по статусу и масштабам деятельности), занимающими различные позиции в национальных рейтингах университетов, реализующими разные конкурентные стратегии на региональном и национальном рынках высшего образования. Автором также использован метод вторичного анализа данных исследований, посвященных университетскому управлению и академическому сообществу в современных российских университетах. Это позволило провести сравнительный анализ условий развития человеческого капитала академического сообщества в ведущих и региональных университетах, выделить специфические проблемы и перспективы «академиков» в провинциальных вузах. Статья раскрывает особенности академического менеджериализма в региональных вузах России. Среди них 1) имитационность управленческих стратегий, т. е. подражание опыту ведущих российских и зарубежных вузов без учета специфики региона, статуса вуза; 2) отсутствие достаточных ресурсов для эффективной реализации принципов академического менеджериализма; 3) неоднозначное восприятие данной модели университетского управления представителями академического сообщества. Аргументируется вывод, что такие деструкции снижают качество человеческого капитала «академиков», уменьшают и без того слабую ресурсную базу региональных университетов и истощают позитивный потенциал модели академического менеджериализма. |
![]() |
1 . Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37-47. 2 . Sivak E., Yudkevich M.M. The academic profession in Russia’s two capitals: The impact of 20 years of transition // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 16. № 5. P. 626-644. 3 . Lovakov A., Yudkevich M.M., Alipova O. Inbreds and non-inbreds among Russian academics: Short-term similarity and long-term differences in productivity // Higher Education Quarterly. 2019. Vol. 73. № 4. P. 445-455. 4 . Deem R. Globalisation, new managerialism, academic capitalism and entrepreneurialism in universities: is the local dimension stillimportant? // Comparative Education. 2001. Vol. 37. № 1. P. 7-20. 5 . Дим Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 44-56. 6 . Капогузов Е.А. Новый государственный менеджмент: теоретическая основа и проблема импорта в России // Национальные приоритеты России. 2012. № 2. С. 47-53. 7 . Павлюткин И.В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. 2011. № 1. С. 104-123. 8 . Абрамов Р.Н. Менеджериализация и трудовые порядки университетской жизни: российский и международный контексты // Социологический ежегодник 2015-2016: Сб. науч. тр. Сер. «Теория и история социологии». М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2016. С. 140-155. 9 . Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 8-26. 10 . Беляева М.А. Почему научно-исследовательс-кая работа преподавателя вуза - это «хромая лошадь» современной науки? // Образование и наука. 2015. № 3. С. 130-143. 11 . Курбатова М.В., Донова И.В., Каган Е.С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. Социология. Этнология. 2017. № 3. С. 90-116. 12 . Соловьева Т.О., Соловьев Д.Н. К вопросу о реализации принципа академической свободы в современном университетском образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 110-114. 13 . Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 3. С. 116-136. 14 . Филатова Е.В. Жизненный баланс преподавателя университета // Идея и идеалы. 2012. Т. 2. № 3. С. 116-123. 15 . Федорова А.Э., Коропец О.А., Тонких Н.В. Нарративный анализ негативных факторов в трудовой сфере // Социодинамика. 2017. № 9. С. 102-112. 16 . Слободская А.В. Прекариатизация научных сотрудников и педагогических работников высшего образования: формирование академического прекариата // Манускрипт. 2018. № 7. С. 106-110. 17 . Долженко Р.А., Лобова С.В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 83-96. 18 . Olssen M. Neoliberal competition in higher education today: Research, accountability and impact // British Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 37 (1). P. 129-148. 19 . Giroux D., Karmis D., Rouillard C. Between the managerial and the democratic university: Governance structure and academic freedom as sites of political struggle // Studies in Social Justice. 2015. Vol. 9 (2). P. 142-158. 20 . Stensaker B. Organizational identity as a concept for understanding university dynamics // Higher Education. 2015. Vol. 69. P. 103-115. 21 . Другова Е.А. Природа конфликта администраторов и научно-педагогических работников в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 72-82. 22 . Яницкий О.Н. Гражданское общество и академическое сообщество. 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1817 (дата обращения: 24.06.2021). |