Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕТОДЫ ВЕБ-АНАЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.012
Страницы
61-69
Ключевые слова
веб-аналитика, социально-политический анализ, WordStat, Google Trends, «Медиалогия», IQBuzz

Авторы
Голубин Р.В.
Коротышев А.П.
Рыхтик П.П.

Место работы
Голубин Р.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Коротышев А.П.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Рыхтик П.П.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются возможности применения методов веб-аналитики в анализе социально-политической тематики. Авторы отмечают, что классические и современные работы, посвященные проблемам прогнозирования общественного развития, зачастую ссылаются на «неопределенность», что заметно снижает прогнозные возможности гуманитарных наук. В качестве новых методов, призванных отчасти преодолеть проблему неопределенности, предлагается анализ: динамики пользовательских запросов в поисковых сервисах, публикационной активности интернет-СМИ, динамики распространения информации в социальных сетях, а также корреляционный анализ различных показателей интернет-активности. Для сбора эмпирического материала применяются онлайн-сервисы WordStat, Google Trends, «Медиалогия», IQbuzz.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельникова и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
2 . Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 135-160.
3 . Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 107-134.
4 . Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
5 . Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 5-15.
6 . Кравченко С.А. Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: Учебник для академического бакалавриата. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 636 с.
7 . Арутюнян К.С. Проблема управления сознанием в информационном обществе: социально-философский анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 438-447.
8 . Боровинская В.С. К вопросу о последствиях инсценирования политической реальности в интернете // Социодинамика. 2020. № 10. С. 11-20.
9 . Дагбаева С.Б. Самоидентификация современной молодежи в транзитном обществе // Педагогическое обозрение. 2019. № 1 (37). С. 143-150.
10 . Редькина Н.С. Направления развития инструментов веб-аналитики // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2017. № 5. С. 5-10.
11 . Федорченко С.Н. Big Data и методологические возможности ресурса Google Trends для политологического исследования // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 4. С. 48-55.
12 . Соколов С.В. Применение веб-аналитическо-го инструментария Google Trends в социогуманитарных и библиотековедческих исследованиях // Библиосфера. 2018. № 4. С. 3-9.
13 . Миловидов В.Д. Капитализация фейка: настроения инвесторов и семантика интернет-запросов // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6 (45). С. 162-184.
14 . Lasswell H.D. The structure and function of communication in society / Berelson B., Janowitz M. Reader in Public Opinion and Communication. New York: The Free Press, 1966.
15 . Deutsch K.W. The nerves of government: models of political communication and control. New York: The Free Press of Glencoe, 1963. 316 p.
16 . Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем / Общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. 352 с.
17 . Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А. Петровой; Фонд «Обществ. мнение». М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004 (ППП Тип. Наука). 558 с.
18 . Устюжанина Д.А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 2. С. 204-218.
19 . Евдокимов В.А. Новые медиа как система // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 60-66.
20 . Шестова Т.Л., Кузьмин В.А. Новые медиа в современном политическом процессе. // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 4. С. 218-226.
21 . Электронный онлайн-сервис WordStat [Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 04.03.2021).
22 . Электронный онлайн-сервис Google Trends [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.ru/ (дата обращения: 04.03.2021).
23 . Система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 23.02.2021).
24 . Stukal D., Sanovich S., Tucker J.A., Bonneau R. For whom the bot tolls: A neural networks approach to measuring political orientation of Twitter bots in Russia // SAGE Open. 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.sagepub.com (дата обращения: 28.01.2021).
25 . Alsmadia I., O'Brienb M. How many bots in Russian troll tweets? // Information Processing & Management. An International Journal. Volume 57, Issue 6, November 2020. Official web-site [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0306457320307986?dgcid=rss_sd_all (дата обращения: 28.01.2021).
26 . URL: https://botometer.osome.iu.edu/ (дата обращения: 20.05.2021).
27 . Xie J., Sreenivasan S., Korniss G. et al. Social consensus through the influence of committed minorities // Physical Review E. July 2011. 84. 011130.
28 . Abdelzaher Т., Han J., Hao Y. et al. Multiscale online media simulation with SocialCube // Comput. Math. Organ. Theory. 2020. 26. 145-174. URL: https://doi.org/10.1007/s10588-019-09303-7 (дата обращения: 09.04.2021).
29 . Электронный онлайн-сервис IQbuzz [Электронный ресурс]. URL: https://new.iqbuzz.ru/ (дата обращения: 25.02.2021).