МЕТОДЫ ВЕБ-АНАЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ |
научная статья | 316.012 | ||
61-69 | веб-аналитика, социально-политический анализ, WordStat, Google Trends, «Медиалогия», IQBuzz |
Рассматриваются возможности применения методов веб-аналитики в анализе социально-политической тематики. Авторы отмечают, что классические и современные работы, посвященные проблемам прогнозирования общественного развития, зачастую ссылаются на «неопределенность», что заметно снижает прогнозные возможности гуманитарных наук. В качестве новых методов, призванных отчасти преодолеть проблему неопределенности, предлагается анализ: динамики пользовательских запросов в поисковых сервисах, публикационной активности интернет-СМИ, динамики распространения информации в социальных сетях, а также корреляционный анализ различных показателей интернет-активности. Для сбора эмпирического материала применяются онлайн-сервисы WordStat, Google Trends, «Медиалогия», IQbuzz. |
![]() |
1 . Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельникова и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с. 2 . Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 135-160. 3 . Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 107-134. 4 . Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. 5 . Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 5-15. 6 . Кравченко С.А. Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: Учебник для академического бакалавриата. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 636 с. 7 . Арутюнян К.С. Проблема управления сознанием в информационном обществе: социально-философский анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 438-447. 8 . Боровинская В.С. К вопросу о последствиях инсценирования политической реальности в интернете // Социодинамика. 2020. № 10. С. 11-20. 9 . Дагбаева С.Б. Самоидентификация современной молодежи в транзитном обществе // Педагогическое обозрение. 2019. № 1 (37). С. 143-150. 10 . Редькина Н.С. Направления развития инструментов веб-аналитики // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2017. № 5. С. 5-10. 11 . Федорченко С.Н. Big Data и методологические возможности ресурса Google Trends для политологического исследования // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 4. С. 48-55. 12 . Соколов С.В. Применение веб-аналитическо-го инструментария Google Trends в социогуманитарных и библиотековедческих исследованиях // Библиосфера. 2018. № 4. С. 3-9. 13 . Миловидов В.Д. Капитализация фейка: настроения инвесторов и семантика интернет-запросов // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6 (45). С. 162-184. 14 . Lasswell H.D. The structure and function of communication in society / Berelson B., Janowitz M. Reader in Public Opinion and Communication. New York: The Free Press, 1966. 15 . Deutsch K.W. The nerves of government: models of political communication and control. New York: The Free Press of Glencoe, 1963. 316 p. 16 . Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем / Общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. 352 с. 17 . Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А. Петровой; Фонд «Обществ. мнение». М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004 (ППП Тип. Наука). 558 с. 18 . Устюжанина Д.А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 2. С. 204-218. 19 . Евдокимов В.А. Новые медиа как система // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 60-66. 20 . Шестова Т.Л., Кузьмин В.А. Новые медиа в современном политическом процессе. // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 4. С. 218-226. 21 . Электронный онлайн-сервис WordStat [Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 04.03.2021). 22 . Электронный онлайн-сервис Google Trends [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.ru/ (дата обращения: 04.03.2021). 23 . Система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 23.02.2021). 24 . Stukal D., Sanovich S., Tucker J.A., Bonneau R. For whom the bot tolls: A neural networks approach to measuring political orientation of Twitter bots in Russia // SAGE Open. 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.sagepub.com (дата обращения: 28.01.2021). 25 . Alsmadia I., O'Brienb M. How many bots in Russian troll tweets? // Information Processing & Management. An International Journal. Volume 57, Issue 6, November 2020. Official web-site [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0306457320307986?dgcid=rss_sd_all (дата обращения: 28.01.2021). 26 . URL: https://botometer.osome.iu.edu/ (дата обращения: 20.05.2021). 27 . Xie J., Sreenivasan S., Korniss G. et al. Social consensus through the influence of committed minorities // Physical Review E. July 2011. 84. 011130. 28 . Abdelzaher Т., Han J., Hao Y. et al. Multiscale online media simulation with SocialCube // Comput. Math. Organ. Theory. 2020. 26. 145-174. URL: https://doi.org/10.1007/s10588-019-09303-7 (дата обращения: 09.04.2021). 29 . Электронный онлайн-сервис IQbuzz [Электронный ресурс]. URL: https://new.iqbuzz.ru/ (дата обращения: 25.02.2021). |