Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КРИЗИСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
111-119
Ключевые слова
институт образования, «хоумскулинг», доверие, постфигуративный, кофигуративный, префигуративный типы культуры, семейное образование

Авторы
Придатченко М.В.
Шалютина Н.В.

Место работы
Придатченко М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шалютина Н.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В последние годы в России и во всем мире растет число семей, перешедших на семейное образование. В постиндустриальных обществах это связано с процессами индивидуализации: образование все больше теряет связь с обучением, выполняя только ритуальную функцию объединения. Анализ развития института образования через призму взаимодействия постфигуративного, кофигуративного, префигуративного типов культуры показывает, что избыточная постфигуративность образования, вопреки тренду на префигуративность, приводит к реализации неактуальных учебных планов, ограничивающих развитие общества. В условиях расширения рынка образовательных услуг школьное образование как массовая практика индустриализма лишилось своей уникальности. В статье представлены результаты интервью с родителями, выбравшими для своих детей семейное образование. Основные мотивы обращения субъектов к семейному образованию: желание сохранить собственную идентичность, тревожность и недоверие к школьному образованию, высокие издержки школьного образования по отношению к потребностям данной социальной общности. Для представителей данной социальной группы эта практика является кризисной: обладая высоким культурным капиталом, они не могут удовлетворить потребность в качественном образовании типичными способами из-за относительного дефицита ресурсов (материальных и временных) и вынуждены прибегать к альтернативным практикам.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2021).
2 . Минпросвещения: резкого увеличения числа детей на семейном обучении не произошло [Электронный ресурс] // ТАСС - 2020.14.09. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9455381 (дата обращения: 10.03.2021).
3 . Ray B.D. Research facts on homeschooling [Электронный ресурс] // National Home Education Research Institute. 15.01.2021. 3 p. Режим доступа: http:// www.nheri.org/research/research-facts-on-homeschool ing.html (дата обращения: 10.03.2021).
4 . Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72-80.
5 . Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. 448 с.
6 . Education in a new society: renewing the sociology of education / Ed. by Jal Mehta and Scott Davies. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2018. 464 p.
7 . Коллинз Р. Массовое образование как жертва технологического развития // Сайт «Полит.ру» [Электронный ресурс]. 2010. 8 окт. Режим доступа: https://po lit.ru/article/2010/10/08/rk/ (дата обращения: 10.03.2021).
8 . Институциональное доверие [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019 /10/24/institutsionalnoe-doverie-5/ (дата обращения: 10.03.2021).
9 . Доверие институтам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/09/21/dove rie-institutam/ (дата обращения: 10.03.2021).
10 . Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
11 . Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Азбука-Аттикус, 2014. 279 с.
12 . Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
13 . Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии COVID-19: оценки и поиск способов компенсации [Авт. коллектив: Косарецкий С.Г. и др.]; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 40 с. (Современная аналитика образования. № 8 (38)) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2020/06/29/1610606638/%D0%A1%D0%90%D0%9E%208(38)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 10.03.2021).