РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ У ПОДРОСТКОВИЗ ГРУППЫ ПОВЫШЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА |
научная статья | 316.485 | ||
104-111 | гражданская солидарность, школьное насилие, подростки группы риска |
Необходимость формирования в российском обществе конструктивных форм гражданской солидарности осознается сегодня большинством специалистов в области гуманитарных наук. Совершившаяся в последнее десятилетие политизация молодежи, ее вовлеченность в протестные движения, а также участие несовершеннолетних в несанкционированных митингах заставляют обратить более пристальное внимание на процессы формирования гражданственности молодых людей. Особый интерес представляют гражданские диспозиции несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, поскольку в этом возрасте происходит обретение подростком субъектности, закладывающей основу его последующей жизни. Представлены результаты исследования, позволившего характеризовать гражданскую солидарность подростков, входящих в группу повышенного социального риска, выявить связь между агрессивностью образовательной среды, в которой обучается под- росток, и его гражданскими установками. Обосновывается и доказывается предположение о преобладающем влиянии социальных отношений, складывающихся в учебном заведении, на формирование базовых габитусов гражданского и общественного мировоззрений, составляющих основу гражданской солидарности в под- ростковой среде. По результатам осуществленного анализа предлагаются меры, направленные на нейтрализацию негативного влияния в этой области. |
![]() |
1 . Лубский А.В., Мамина Д.А. Гражданственность в молодежной среде как предмет теоретико- методологического дискурса // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 69-78. 2 . Томалинцев В.Н. Социальные протесты как неизбежные эксцессы в общественном развитии // Молодежная Галактика. 2018. № 15. С. 13-18. 3 . Социологический анализ протестного потенциала российской студенческой молодежи / Под ред. А.А. Козлова. СПб.: Скифия-принт, 2020. 124 с. 4 . Сердюков Б.В. Гражданская солидарность в сфере общественной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 2. С. 172-189. 5 . Сердюков Б.В. Гражданская солидарность в российском обществе. СПб.: Аналитическое агентство «Сфера», 2018. 132 с. 6 . Методические рекомендации для специалистов по социальной работе с молодежью и подростками с девиантным поведением / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ». СПб., 2018. 128 с. 7 . Плискевич Н.М. Архаичный патернализм как органическая часть системы «власть-собственность»// Общественные науки и современность. 2018. № 1. С. 17-32. 8 . Сердюков Б.В. Семейно-родовая эмпатия как направление в молодежной политике // Молодежная Галактика. 2019. № 16/1. С. 20-28. 9 . Лубский А.В., Вагина В.О., Мамина Д.А. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России // Гуманитарий Юга России. 2019. № 6. С. 171-187. 10 . Хрипков К.А. Анализ габитуса гражданской активности в рамках локальной самоорганизации населения // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11. С. 59-61. |