ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ |
научная статья | 378:004 | ||
174-181 | профессионально-деловая иноязычная компетенция, профессиональная компетентность, бакалавры инженерно-строительных направлений подготовки, метод проектов, professional and business foreign language competency, professional competence, civil engineering bac |
Рассматривается профессионально-деловая иноязычная компетенция как составляющая профессиональной компетентности бакалавров инженерно-строительных направлений подготовки в контексте анализа профессиональных и образовательных стандартов. Рассмотрены трудовые функции, изложенные в профессиональных стандартах, выделены составляющие профессионально-деловой иноязычной компетенции в виде конкретных действий, освоение которых позволит бакалаврам успешно осуществлять профессиональную деятельность в области строительства. Сформулированы задачи, решение которых способствует формированию рассматриваемой компетенции. Определена взаимосвязь видов профессиональной деятельности, форм организации, методов обучения и формируемых универсальных и общепрофессиональных компетенций. Рассмотрено формирование профессионально-деловой иноязычной компетенции в образовательном процессе в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) со студентами инженерно-строительных направлений подготовки. Отмечено особое значение использования активных методов обучения и интеграции проектной методики с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. Приведены примеры разработанных авторами проектов для трех этапов формирования профессионально-деловой иноязычной компетенции: «вызов» - «осмысление» - «рефлексия». Сделан вывод о целесообразности детализации составляющих рассматриваемой компетенции и необходимости использования активных методов обучения с применением цифровых технологий в процессе профессионально-иноязычной подготовки. |
![]() |
1 . Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/2012 0325214132.pdf (дата обращения: 29.05.2020). 2 . Демченкова С.А. Формирование общекультур-ных компетенций бакалавров технического вуза: Монография. М.: Перо, 2013. 311 с. 3 . Буденкова Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теорети-ческие и практические аспекты // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 1-29. 4 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/080301.pdf (дата обращения: 29.05.2020). 5 . Профессиональные стандарты: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/docs/101/ 69/2/16 (дата обращения: 29.05.2020). 6 . Irish R., Weiss P.E. Engineering Communication: From Principles to Practice. 2nd ed. Ontario: Oxford University Press, 2006. 184 p. 7 . McCuen R.H. Fundamentals of Civil Engineering: An Introduction to the ASCE Body of Knowledge. Boca Raton, London, New York: CRC Press, 2011. 240 p. 8 . Wang J.X. What every engineer should know about business communication. Boca Raton, FL: CRC Press, Technology & Engineering, 2008. 208 p. 9 . Кащук С.М. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования (на примере обучения французскому языку): Дис. ... д-ра пед. н.: 13.00.02. М., 2014. 427 с. 10 . Кручинин М.В. Web-технологии в проектной деятельности студентов университета // Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки: сборник статей участников Междунар. научно-практ. конф. (25-27 мая 2017 г.) / Науч. ред. С.В. Менькова, С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 433-437. 11 . Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности специалиста в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. 2008. № 4. С. 226-232. 12 . Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий: Монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. 287 с. 13 . B?rcena E. Languages for Specific Purposes in the Digital Era. New York, NY: Springer, 2014. 348 p. 14 . Пушкарева Е.А. Формирование деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у будущих бакалавров в области инженерного дела, технологий и технических наук с применением электронного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 32. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 27407 (дата обращения: 29.05.2020). 15 . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 272 с. 16 . Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: Сборник статей по материалам Межд. научно-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2015. С. 96-101. 17 . Хуторской А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 9-13. 18 . Швец И.М. Дидактика высшей школы: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородский государственный ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2014. 149 с. 19 . Alan B., Stoller F.L. Maximizing the Benefits of Project Work in Foreign Language Classrooms [Электронный ресурс] // English Teaching Forum. Vol. 43. 2005. №. 4. Режим доступа: https://americanenglish. state.gov/files/ae/resource_files/05-43-4-c.pdf (дата обращения: 29.05.2020). 20 . Сайт Пушкаревой Е.А. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/view/english plusnngasu/info (дата обращения: 29.05.2020). |