ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ К ДИСЦИПЛИНЕ«ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ» |
научная статья | 378 | ||
166-172 | высшее образование, обучение теории вероятностей, отношение студентов, анкетирование, ценности, эмоции |
Данная работа является частью исследования, посвященного проблемам подготовки будущих математи- ков и IT-специалистов. С целью анализа отношения студентов к изучению курса «Теория вероятностей и математическая статистика» был проведен опрос студентов факультета автоматизации и информатики тех- нического университета и студентов педагогического университета, обучающихся по направлению «Учитель математики и физики». Анкета содержит две шкалы: «Ценности» и «Эмоциональное восприятие». Студенты выражали степень своего согласия с предложенными утверждениями, используя 5-балльную шкалу Лайкер- та. Для исследования факторов, влияющих на отношение студентов к изучению теории вероятностей и мате- матической статистики, применялся критерий Пирсона ?2. Были выявлены статистически значимые различия в ответах студентов двух вузов, что свидетельствует о различии подходов к преподаванию данной учебной дисциплины. Также были выявлены статистически значимые различия в ответах студентов технического университета, обучающихся в потоках с различным количеством зачетных единиц, выделенных на изучение курса. Полученные результаты показывают, что сокращение часов негативно влияет на ценностное восприя- тие и эмоциональное состояние студентов при изучении предмета теории вероятностей. Отсутствие различий в ответах студентов, обучающихся в одном потоке у одного преподавателя, и наличие различий в ценност- ном отношении студентов одного направления, обучавшихся в разные годы у разных преподавателей, под- тверждает тот факт, что от преподавателя во многом зависит формирование отношения студентов к изучае- мой дисциплине. Результаты проведенного исследования помогают определить направление совершенство- вания в преподавании курса теории вероятностей и математической статистики в высшей школе. |
![]() |
1 . Stehr N., Ruser A. Knowledge Society, Knowledge Economy and Knowledge Democracy // Handbook of Cyber-Development, Cyber-Democracy, and Cyber-Defense. Dordrecht: Springer International Publishing, 2018. P. 475-494. 2 . Cummings S., Regeer B., de Haan L., Zweekhorst M., Bunders J. Critical discourse analysis of perspectives on knowledge and the knowledge society within the Sus- tainable Development Goals // Development Policy Re- view. 2018. 36 (6). P. 727-742. 3 . Krawczyk H., Targowski A. Information society development trends, from data through knowledge to wisdom// Task Quarterly. 2017. Vol. 21. № 4. P. 343-353. 4 . Di Nauta P., Merola B., Caputo F., Evangelista F. Reflections on the Role of University to Face the Challenges of Knowledge Society for the Local Eco- nomic Development // Journal of the Knowledge Economy. 2018. Vol. 9 (1). P. 180-198. URL: https://doi.org/10.1007/s13132-015-0333-9 (дата обра- щения: 20.11.2018). 5 . Gremm J., Barth J., Fietkiewicz K.J., Stock W.G. Knowledge-Based Development // Transitioning To- wards a Knowledge Society. Dordrecht: Springer Inter- national Publishing, 2018. P. 159-166. 6 . Forstorp P.A., Mellstr?m U. Knowledge Society as Ideology and Practice // Higher Education, Globaliza- tion and Eduscapes. London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 1-16. 7 . Андреев В.И. Глобализационные вызовы качеству жизни, качеству образования и саморазвитию человека XXI века // Образование и саморазвитие. 2010. № 1. С. 3-12. 8 . К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 54 с. 9 . Кузнецова Е.В. О некоторых аспектах понятий «знание» и «понимание» в условиях компетентностного подхода к обучению // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 69-72. 10 . Kuznetsova E. Probabilistic ideas and methods in undergraduate mathematics: axiological aspects // IEJME: Mathematics Education. 2019. Vol. 14 (2). P. 363-373. 11 . Kuznetsova E., Matytcina M. A multidimension- al approach to training mathematics students at a univer- sity: improving the efficiency through the unity of social, psychological and pedagogical aspects // International Journal of Mathematical Education in Science and Tech- nology. 2018. Vol. 49 (3). P. 401-416. 12 . Андреев В.И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11-16. 13 . Benton S.L., Cashin W.E. Student ratings of in- struction in college and university courses // Higher edu- cation: Handbook of theory and research (M.B. Paulsen ed.) Dordrecht, the Netherlands: Springer, 2014. Vol. 29. P. 279-326. 14 . Брызгалина Е.В., Прохода В.А. Социальный облик студенчества: трансформация во времени (2006-2015 гг.) // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 118-127. 15 . Запесоцкий А.С. Преподаватель глазами студентов. Об изучении мнения студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 28-32. 16 . Зеленев И.Р., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 99-105. 17 . Kuznetsova E.V. Evaluation and interpretation of student satisfaction with the quality of the university educational program in applied mathematics // Teaching Mathematics and its Applications: An International Journal of the IMA, hry005/ URL: https://doi.org/ 10.1093/teamat/hry005 (дата обращения: 13.12.2018). 18 . Березина М., Савинцева П. Факторы, влияющие на отношение студента к учебе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. № 3. С. 72-77. 19 . Шульга Е.В., Шульга В.И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Вестник Омского государственно- го педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 110-114. 20 . Сухова Е.В., Сухов В.М. Отношение к учебе в вузе современных студентов // Наука и образование транспорту. 2015. № 1. С. 286-289. 21 . Кузнецова Е.В. Методика мониторинга удовлетворенности студентов вуза качеством образовательных программ // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 56-62. 22 . Tabuk M., Haci?mero?lu G. Turkish adaptation of attitude towards mathematics instrument // Journal of Theory and Practice in Education. 2015. Vol. 11 (1). P. 245-260. 23 . Lim S.Y., Chapman E. Development of a Short Form of the Attitudes toward Mathematics Inventory // Educational Studies in Mathematics. 2013. Vol. 82 (1). P. 145-164. 24 . Huang Y.C., Lin S.H. Development and Validation of an Inventory for Measuring Student Attitudes toward Calculus // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2015. Vol. 48 (2). P. 109-123. 25 . Avcu R., Avcu S. Turkish Adaptation of Utley Geometry Attitude Scale: A Validity and Reliability Study // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 58. P. 1-23. 26 . Кузнецова Е.В. Исследование отношения студентов математических направлений к изучению вероятностных разделов математики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). С. 142-150. 27 . Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 c. 28 . Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. 656 с. |