Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ К ДИСЦИПЛИНЕ«ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ»


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
166-172
Ключевые слова
высшее образование, обучение теории вероятностей, отношение студентов, анкетирование, ценности, эмоции

Авторы
Кузнецова Елена Васильевна
Власова Ксения Александровна

Место работы
Кузнецова Елена Васильевна
Липецкий государственный технический университета

Власова Ксения Александровна
Липецкий государственный технический университета


Аннотация
Данная работа является частью исследования, посвященного проблемам подготовки будущих математи- ков и IT-специалистов. С целью анализа отношения студентов к изучению курса «Теория вероятностей и математическая статистика» был проведен опрос студентов факультета автоматизации и информатики тех- нического университета и студентов педагогического университета, обучающихся по направлению «Учитель математики и физики». Анкета содержит две шкалы: «Ценности» и «Эмоциональное восприятие». Студенты выражали степень своего согласия с предложенными утверждениями, используя 5-балльную шкалу Лайкер- та. Для исследования факторов, влияющих на отношение студентов к изучению теории вероятностей и мате- матической статистики, применялся критерий Пирсона ?2. Были выявлены статистически значимые различия в ответах студентов двух вузов, что свидетельствует о различии подходов к преподаванию данной учебной дисциплины. Также были выявлены статистически значимые различия в ответах студентов технического университета, обучающихся в потоках с различным количеством зачетных единиц, выделенных на изучение курса. Полученные результаты показывают, что сокращение часов негативно влияет на ценностное восприя- тие и эмоциональное состояние студентов при изучении предмета теории вероятностей. Отсутствие различий в ответах студентов, обучающихся в одном потоке у одного преподавателя, и наличие различий в ценност- ном отношении студентов одного направления, обучавшихся в разные годы у разных преподавателей, под- тверждает тот факт, что от преподавателя во многом зависит формирование отношения студентов к изучае- мой дисциплине. Результаты проведенного исследования помогают определить направление совершенство- вания в преподавании курса теории вероятностей и математической статистики в высшей школе.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Stehr N., Ruser A. Knowledge Society, Knowledge Economy and Knowledge Democracy // Handbook of Cyber-Development, Cyber-Democracy, and Cyber-Defense. Dordrecht: Springer International Publishing, 2018. P. 475-494.
2 . Cummings S., Regeer B., de Haan L., Zweekhorst M., Bunders J. Critical discourse analysis of perspectives on knowledge and the knowledge society within the Sus- tainable Development Goals // Development Policy Re- view. 2018. 36 (6). P. 727-742.
3 . Krawczyk H., Targowski A. Information society development trends, from data through knowledge to wisdom// Task Quarterly. 2017. Vol. 21. № 4. P. 343-353.
4 . Di Nauta P., Merola B., Caputo F., Evangelista F. Reflections on the Role of University to Face the Challenges of Knowledge Society for the Local Eco- nomic Development // Journal of the Knowledge Economy. 2018. Vol. 9 (1). P. 180-198. URL: https://doi.org/10.1007/s13132-015-0333-9 (дата обра- щения: 20.11.2018).
5 . Gremm J., Barth J., Fietkiewicz K.J., Stock W.G. Knowledge-Based Development // Transitioning To- wards a Knowledge Society. Dordrecht: Springer Inter- national Publishing, 2018. P. 159-166.
6 . Forstorp P.A., Mellstr?m U. Knowledge Society as Ideology and Practice // Higher Education, Globaliza- tion and Eduscapes. London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 1-16.
7 . Андреев В.И. Глобализационные вызовы качеству жизни, качеству образования и саморазвитию человека XXI века // Образование и саморазвитие. 2010. № 1. С. 3-12.
8 . К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 54 с.
9 . Кузнецова Е.В. О некоторых аспектах понятий «знание» и «понимание» в условиях компетентностного подхода к обучению // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 69-72.
10 . Kuznetsova E. Probabilistic ideas and methods in undergraduate mathematics: axiological aspects // IEJME: Mathematics Education. 2019. Vol. 14 (2). P. 363-373.
11 . Kuznetsova E., Matytcina M. A multidimension- al approach to training mathematics students at a univer- sity: improving the efficiency through the unity of social, psychological and pedagogical aspects // International Journal of Mathematical Education in Science and Tech- nology. 2018. Vol. 49 (3). P. 401-416.
12 . Андреев В.И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11-16.
13 . Benton S.L., Cashin W.E. Student ratings of in- struction in college and university courses // Higher edu- cation: Handbook of theory and research (M.B. Paulsen ed.) Dordrecht, the Netherlands: Springer, 2014. Vol. 29. P. 279-326.
14 . Брызгалина Е.В., Прохода В.А. Социальный облик студенчества: трансформация во времени (2006-2015 гг.) // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 118-127.
15 . Запесоцкий А.С. Преподаватель глазами студентов. Об изучении мнения студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 28-32.
16 . Зеленев И.Р., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 99-105.
17 . Kuznetsova E.V. Evaluation and interpretation of student satisfaction with the quality of the university educational program in applied mathematics // Teaching Mathematics and its Applications: An International Journal of the IMA, hry005/ URL: https://doi.org/ 10.1093/teamat/hry005 (дата обращения: 13.12.2018).
18 . Березина М., Савинцева П. Факторы, влияющие на отношение студента к учебе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. № 3. С. 72-77.
19 . Шульга Е.В., Шульга В.И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Вестник Омского государственно- го педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). С. 110-114.
20 . Сухова Е.В., Сухов В.М. Отношение к учебе в вузе современных студентов // Наука и образование транспорту. 2015. № 1. С. 286-289.
21 . Кузнецова Е.В. Методика мониторинга удовлетворенности студентов вуза качеством образовательных программ // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 56-62.
22 . Tabuk M., Haci?mero?lu G. Turkish adaptation of attitude towards mathematics instrument // Journal of Theory and Practice in Education. 2015. Vol. 11 (1). P. 245-260.
23 . Lim S.Y., Chapman E. Development of a Short Form of the Attitudes toward Mathematics Inventory // Educational Studies in Mathematics. 2013. Vol. 82 (1). P. 145-164.
24 . Huang Y.C., Lin S.H. Development and Validation of an Inventory for Measuring Student Attitudes toward Calculus // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2015. Vol. 48 (2). P. 109-123.
25 . Avcu R., Avcu S. Turkish Adaptation of Utley Geometry Attitude Scale: A Validity and Reliability Study // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 58. P. 1-23.
26 . Кузнецова Е.В. Исследование отношения студентов математических направлений к изучению вероятностных разделов математики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). С. 142-150.
27 . Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 c.
28 . Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. 656 с.