ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ |
научная статья | 316.4 | ||
146-152 | экономика знаний, качество высшего образования, конкурентоспособность страны, национальные интересы, «утечка умов» |
Дается теоретическое обоснование заявленной проблемы, обусловливается необходимость выявления с позиции социологии основных проблем качества образования и угроз ему. Характеризуются основные со- временные проблемы в системе высшего образования в комплексе со школьным, заключающиеся в большей степени в качестве подготовки школьников к обучению в вузах. Рассматриваются основные компоненты и основания экономики знаний. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного автором, нацеленного на определение уровня качества современного российского образования в оценке преподавате- лей вуза. Анализируются результаты вторичного социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в соответствии с заявленной темой исследования. Определены ресурсы поддержки интереса молодого поколе- ния к получению высшего образования и повышению его уровня. Профессиональная компетентность специ- алистов рассматривается как конечная цель и комплекс профессиональных составляющих, на наличие кото- рых молодое поколение должно ориентироваться как на успешный результат обучения. В результате эмпи- рического исследования частично выявлены угрозы повышению качества высшего образования РФ и разви- тию инновационной экономики, повышению уровня конкурентоспособности страны. |
![]() |
1 . Сысоева С.В. Высшее профессиональное об- разование в экономике знаний // Актуальные про- блемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2. № 71. С. 344-347. 2 . Weber A.S. The role of education in knowledge economies in developing countries // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. 15. Р. 2589-2594. 3 . Nunes A. Increased productivity efforts yield few rewards in the knowledge economy // Transportation Research Part A 94. 2016. Р. 338-347. 4 . Dumitra?cua V., Dumitra?cub R.A Competitive or- ganizations knowledge based on economy // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. 116. Р. 3432-3436. 5 . Lafond F. Self-organization of knowledge econ- omies // Journal of Economic Dynamics & Control. 2015. 52. P. 150-165. 6 . Муртазин А.С. Институциональные основы формирования экономики знаний в России: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2015. 23 с. 7 . Дикунова М.С. Бюджетная политика России при переходе к экономике знаний // Российская экономика знаний: вклад региональных исследова- телей: Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (Кеме- рово, 5-6 октября 2017 г.). В 2 ч. 2017. С. 79-83. 8 . Kerr A., Riain S.O?. Knowledge Economy // Interna- tional Encyclopedia of Human Geography. 2009. P. 31-36. 9 . Yanqing Jiang. 13: Knowledge economy and knowledge-based development: a tentative discussion // In: China: Trade, Foreing Direct Investment and Devel- opment Strategies Chandos Publishing, 2014. Р. 205- 210 (Chandos Asian Studies Series). 10 . ЕГЭ 2018: общественная оценка. Результаты социологического опроса ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infographics.wciom. ru/theme-archive/society/social-problems/education-skil ls/article/egeh-2018-obshchestvennaja-ocenka.html 11 . Данакин Н.С., Шутенко А.И. Принципы управления образовательными инновациями в со- временном вузе // Трансформация идеи гражданско- го общества в контексте социальных изменений: Сборник статей по материалам Первой Междуна- родной конференции / Белгородский государствен- ный национальный исследовательский университет. Белгород, 2014. С. 197-203. 12 . Данакин Н.С., Шутенко А.И., Оспищев П.И. Принципы управления образовательными инноваци- ями в современном вузе // В мире научных открытий. 2014. № 11. С. 4244. 13 . Щербакова А.И. Профессиональная компе- тентность в понимании работников образовательных учреждений и студентов // Вектор науки Тольяттин- ского государственного университета. 2018. № 1 (43). С. 137-144. 14 . Ерлыгина Е.Г., Штебнер С.В. Образование как фактор повышения качества жизни молодежи // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградско- го института бизнеса. 2017. Май № 2 (39). С. 62-66. 15 . Kimie Fujita, Hee Sun Kang, Masaaki Mawatari et al. International Journal of Orthopaedic and Trauma Nursing [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1878 12411830042X 16 . Об образовании в Российской Федерации: фе- дер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Фе- дерации 26 декабря 2012 г. Режим доступа: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA %D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/2974 17 . Быкасова О.О. Качество образования и систе- ма менеджмента качества как основа конкурентоспо- собности современного высшего образования // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 4 (4). С. 104-106. 18 . Jonghun Kim. School accountability and stand- ard-based education reform: The recall of social efficien- cy movement and scientific management // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 60, May. P. 80-87. 19 . Система образования в России: 1991-2016 гг. Результаты социологического опроса ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://info graphics.wciom.ru/theme-archive/society/social-proble ms/education-skills/article/sistema-obrazovanija-v-rossii-1991-2016.html 20 . Экономика инновационного развития / Под ред. М.В. Кудиной и М.А. Сажиной. М.: ИД «Фо- рум»: ИНФРА-М, 2014. 256 с. |