Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
99-106
Ключевые слова
семья, детско-родительские отношения, родительские установки, дети, family, parent-child relationship, parents, ’ attitudes, children

Авторы
Полывянная Марина Тимофеевна
Смирнова Инна Николаевна

Место работы
Полывянная Марина Тимофеевна
Институт развития образования Ивановской областиInstitute of Education Development of the Ivanovo region

Смирнова Инна Николаевна
Ивановский государственный университетIvanovo State University


Аннотация
Цель статьи - социологический анализ структуры и особенностей детско-родительских отношений в совре- менной российской семье. При разработке инструментария использован трехкомпонентный подход к исследо- ванию детско-родительских отношений. На основе данных авторского социологического исследования изучен взгляд родителей и детей на характер детско-родительских отношений, на особенности протекания конфликтов и возможности их преодоления, на виды насилия в современной семье, а также на потребности современной семьи в оказании различных видов помощи. Проанализированы особенности детско-родительских отношений в семьях разного материального достатка, уровня образования, состава, возраста семьи. Обосновывается необхо- димость разработки программы по укреплению детско-родительских отношений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL: http://zakon-ob- obrazovanii.ru/ (дата обращения: 13.03.2018).
2 . Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. 272 с.
3 . Варга А.Я. Структура и типы родительского от- ношения: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 206 c.
4 . Николаева Л.А. Детско-родительские отноше- ния как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Том 2. Вып. 2. С. 187-192.
5 . Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при неврозоподобных состояниях. М.: Фолиум, 1996. 103 с.
6 . Бессч?тнова О.В. Детско-родительские отношения в контексте семейного насилия: социологический аспект // Известия ВПГУ. 2009. № 3. С. 79-83.
7 . Васильева Е.Н., Ярыгина Н.Ю. Особенности мотивации семейной жизни, обуславливающие ее благополучие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные нау- ки. 2007. № 1. С. 184-189.
8 . Гурко Т.А. Жизненные стили российских родителей: динамика, региональные, возрастные и профессиональные особенности // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 2. С. 94-109.
9 . Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 92-100.
10 . Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. М.: Кредо, 2015. 212 с.
11 . Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 251-254.
12 . Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.
13 . Иневаткина С.Е., Ботова Э.К. Детско-родительские отношения - основной фактор развития ребенка // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 53-56.
14 . Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 184-191.
15 . Рыбакова А.И. Теоретические аспекты детско- родительских отношений: понятие, типы и виды нарушений // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 1 (140). С. 14-21.
16 . Попова Л.А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Сб. мат. III Международной научно-практической конференции. Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2012. С. 300-303.
17 . Воликова С.В., Калинкина В.А. Детско- родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 138-161.
18 . Сошникова И.В., Чупина Г.А. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология. 2010. Вып. 18. № 20. С. 174-188.
19 . Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: Психология и педагогика, 1993. 27 с.
20 . Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. 2012. № 15-3. С. 162-166.
21 . Отчет Уполномоченного по правам ребенка Ивановской обл. от 03.05.2011 «Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2010 год». URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1185305 (дата обращения: 12.06.2018).