Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

«ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНТИХРИСТ»: СЕМИОТИКА МИФОЛОГЕМЫ И ОБРАЗА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.74:2
Страницы
53-57
Ключевые слова
социология религии, маргинальная религиозность, мифология, старообрядчество, рели- гиозная ситуация, конспирология, политический антихрист, sociology of religion, marginal religions, mythology, Old Believers, religious situation, conspiracy theories, poli

Авторы
Прилуцкий Александр Михайлович

Место работы
Прилуцкий Александр Михайлович
Российский государственный педагогический университет им. А.И. ГерценаHerzen State Pedagogical University of Russia


Аннотация
Статья посвящена изучению специфических герменевтических интерпретаций новозаветного образа ан- тихриста, восходящего к Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсису). Показано, что доктрина о полити- ческом антихристе сформировалась по аналогии с учением о духовном антихристе старообрядцев на осно- ве антимасонской пропаганды начала ХХ века. Сегодня мифологема «политический антихрист» является выражением веры в наличие могущественных тайных сил, контролирующих работу политических и эко- номических международных организаций, коллективный глобальный антихристианский заговор невиди- мых кукловодов (мифологема «тайное мировое правительство» четко коррелирует с мифологемой полити- ческого антихриста). Поэтому конспирологический миф является необходимым семиотическим контек- стом существования мифологемы политического антихриста: именно он запускает специфические герме- невтические механизмы, позволяющие интерпретировать действия международных организаций в эсхатоло- гическом контексте.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Гришин А.С. Общий смысл русского варианта мифа об антихристе // Вестник Челябинского государственного университета. 1994. Т. 2. № 1. С. 5-15.
2 . Асонов Н.В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 71-75.
3 . Обухова Ю.А. «Царь-антихрист» и «царевич- избавитель» в непригожих речах XVIII века как социокультурная предпосылка появления самозванцев // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно- практической конференции / Отв. ред. А.В. Коричко. 2013. С. 159-161.
4 . Журавель О.Д. Старообрядческая литературная утопия: русский вариант civitas dei? // Universum Humanitarium. 2016. № 1 (2). С. 78-93.
5 . Рычкова Е.В. Символическая оппозиция «своего - чужого» пространств в художественном пространстве памятников словесности зауральских старообрядцев // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 83-87.
6 . Прилуцкий А.М. К герменевтике старообрядческих эсхатологических представлений // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. № 6. С. 191-199.
7 . Лебедев В.Ю. Модель семиотического дрейфа в описании христианского религиозного ритуала // Полигнозис. 2004. Вып. 2. С. 30-38.
8 . Сазонова Н.И. Визуальная антропология и новые подходы к исследованию религиозного культа: к постановке проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (155). С. 202-207.
9 . Святые угодники божии о последних временах [Электронный ресурс] / Л. Очай, сост. URL: https:// nasledie77.wordpress.com/2014/12/12/святые-угодники- божии-о-последних-вре/ (дата обращения: 05.01.2017).
10 . Александров М. Чем Иосиф Виссарионович Сталин заслужил вечную память русского богоизбранного народа? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/dec/n625.html (дата обращения: 05.01.2017).