АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА «УПРАВЛЕНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ) |
научная статья | 338.2 | ||
32-36 | управление образованием, управление системой образования, управление образовательными услугами, education management, education system management, management of educational services |
В настоящее время в связи с расширением сферы услуг понимание и осознание сущности управленческой деятельности в этой области приобретает особое значение. Управление в этом случае выступает как «социальный феномен», как сложное, многоаспектное и многофункциональное явление, выполняющее комплекс разнообразных функций. В данной статье проанализированы подходы различных авторов к термину «управление» (на примере сферы образования). При этом использованы научные методы эмпирического исследования (описание, сравнение); научные методы эмпирико-теоретической группы (абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование, анализ, синтез); научные методы теоретического исследования (анализ единичного, особенного и общего). Элементом новизны является уточнение и дополнение термина «управление в сфере образования» с помощью использования трехлепестковой авторской модели, соединяющей три объекта управления в сфере образования: непосредственно сам процесс образования, систему образования и образовательные услуги. Полученные результаты, в том числе разработанная авторская модель, могут быть использованы при проведении будущих теоретических и эмпирических исследований как в области управления образованием (экономике образования), так и в области педагогики (образовательной практике). |
![]() |
1 . Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика: Учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2012. 2 . Социология управления: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. А.Ф. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с. 3 . Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Из-дательство «Союз», 2002. 463 с. 4 . Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016). 5 . Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. 108 с. 6 . Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие (компендиум). СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2012. 180 с. 7 . Parasuraman A., Zeithaml V., Berry L. A Conceptual Model of Service Quality and Its Implica-tions for Future Research // Journal of Marketing. 1985. Vol. 49. P. 41-50. 8 . Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 48 с. 9 . Репин С.А., Циринг Р.А. Системный подход как методологическое основание управления образовательной системой // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 1. С. 34-42. 10 . Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1998. 664 с. 11 . Зеленова Л.П. Формирование системы оценки качества образования: региональный, муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 84 с. 12 . Справочно-методическое пособие «Управление системой образования в Российской Федерации» / Сост. М.Б. Поляков. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 36 с. 13 . Гончарова Н.А., Логинов М.П. Управление образовательной услугой как проектом // Вестник Гуманитарного университета. 2015. № 2 (9). С. 38-42. |