БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ШКОЛЬНИКОВ |
научная статья | 37.1 | ||
175-181 | олимпиады, познавательные универсальные учебные действия, виды знаний, уровни ус- воения, academic Olympiads, cognitive universal educational activities, types of knowledge, level of knowledge |
Рассматриваются особенности олимпиад школьников по биологии, проводимых Нижегородским госу- дарственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что основной упор в содержании олимпиад делается не на объеме знаний, а на выявлении степени освоения школьниками системных биологических знаний на алгоритмическом и творческом уровнях и владения сформированными познавательными универ- сальными учебными действиями. Приводятся требования к участникам олимпиады и методические рекомен- дации школьным учителям биологии для подготовки учеников к участию в олимпиадах. Делается вывод о том, что олимпиады успешно выполняют предназначенные им селективную, развивающую, обучающую, профориентационную, методическую функции. |
![]() |
1 . Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Рубцов А.М. Биология. Всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2011. 192 с. 2 . Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос (интернет-журнал). 2006. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата об- ращения 05.05.2009). 3 . Дятлова К.Д., Францева Е.Ю. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 19-24. 4 . Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Подготовка учащихся к участию в биологических олимпиадах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 121 с. 5 . Малиновская Н.В. Функции предметных олимпиад школьников по биологии // Актуальные проблемы и результаты исследований в области биологического и экологического образования: Сб. ст. Международной научно-практической конференции. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 129-133. 6 . Пасечник В.В., Рубцов А.М., Швецов Г.Г. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 уч.г.: Методическое пособие. М., 2009. 39 с. 7 . Лернер Г.И. О проблемах проведения олимпиад школьников в России // Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: Коллективная монография / Под. ред. О.Н. Пономаревой. Пенза: Министерство образования Пензенской обл., 2009. С. 170-171. 8 . Андреева Н.Д., Дятлова К.Д. Тестовый контроль биологических знаний. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 143 с. 9 . Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 5-9. 10 . Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 120 с. 11 . Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 410 с. 12 . Лернер Г.И. Работа с тестами - не только контроль, но и обучение // Биология в школе. 2002. № 6. С. 19-23. 13 . Ковалева Г.С. PISA-2003: результаты Международного исследования: [исследования образовательных достижений] // Народное образование. 2005. № 2. С. 37-43. 14 . Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н., Соколова О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 51-64. 15 . Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / Под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006. 196 c. 16 . Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: Монография. Н. Новгород: НГСХА, 2006. 239 с. 17 . Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с. 18 . Дятлова К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии. 2014. № 4. С. 150-163. 19 . Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. 154 с. 20 . Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Педагогико- психологическая оценка студентов первого курса с целью индивидуализации их обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевско- го. 2012. № 4. С. 66-70. 21 . Дятлова К.Д., Королева Н.Н., Романова Н.А. Содержательная и деятельностная структура биологических знаний учащихся 7-8 и 10 классов (по итогам олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 169-174. |