Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ШКОЛЬНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.1
Страницы
175-181
Ключевые слова
олимпиады, познавательные универсальные учебные действия, виды знаний, уровни ус- воения, academic Olympiads, cognitive universal educational activities, types of knowledge, level of knowledge

Авторы
Дятлова Ксения Дмитриевна
Синицына Юлия Витальевна

Место работы
Дятлова Ксения Дмитриевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Синицына Юлия Витальевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются особенности олимпиад школьников по биологии, проводимых Нижегородским госу- дарственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Отмечается, что основной упор в содержании олимпиад делается не на объеме знаний, а на выявлении степени освоения школьниками системных биологических знаний на алгоритмическом и творческом уровнях и владения сформированными познавательными универ- сальными учебными действиями. Приводятся требования к участникам олимпиады и методические рекомен- дации школьным учителям биологии для подготовки учеников к участию в олимпиадах. Делается вывод о том, что олимпиады успешно выполняют предназначенные им селективную, развивающую, обучающую, профориентационную, методическую функции.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Рубцов А.М. Биология. Всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2011. 192 с.
2 . Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос (интернет-журнал). 2006. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата об- ращения 05.05.2009).
3 . Дятлова К.Д., Францева Е.Ю. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 19-24.
4 . Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Подготовка учащихся к участию в биологических олимпиадах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 121 с.
5 . Малиновская Н.В. Функции предметных олимпиад школьников по биологии // Актуальные проблемы и результаты исследований в области биологического и экологического образования: Сб. ст. Международной научно-практической конференции. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 129-133.
6 . Пасечник В.В., Рубцов А.М., Швецов Г.Г. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 уч.г.: Методическое пособие. М., 2009. 39 с.
7 . Лернер Г.И. О проблемах проведения олимпиад школьников в России // Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: Коллективная монография / Под. ред. О.Н. Пономаревой. Пенза: Министерство образования Пензенской обл., 2009. С. 170-171.
8 . Андреева Н.Д., Дятлова К.Д. Тестовый контроль биологических знаний. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 143 с.
9 . Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 5-9.
10 . Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 120 с.
11 . Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 410 с.
12 . Лернер Г.И. Работа с тестами - не только контроль, но и обучение // Биология в школе. 2002. № 6. С. 19-23.
13 . Ковалева Г.С. PISA-2003: результаты Международного исследования: [исследования образовательных достижений] // Народное образование. 2005. № 2. С. 37-43.
14 . Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н., Соколова О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 51-64.
15 . Венгер А.Л., Калимуллина Г.Р., Каспржак А.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Тюменева Ю.А. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / Под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006. 196 c.
16 . Дятлова К.Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: Монография. Н. Новгород: НГСХА, 2006. 239 с.
17 . Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
18 . Дятлова К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии. 2014. № 4. С. 150-163.
19 . Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. 154 с.
20 . Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Педагогико- психологическая оценка студентов первого курса с целью индивидуализации их обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевско- го. 2012. № 4. С. 66-70.
21 . Дятлова К.Д., Королева Н.Н., Романова Н.А. Содержательная и деятельностная структура биологических знаний учащихся 7-8 и 10 классов (по итогам олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 169-174.