ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОСВОЕНИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ |
научная статья | 378:373 | ||
148-154 | образовательные стандарты, виды деятельности, исследовательская деятельность, учеб- ная деятельность, профессиональная сфера, бытовая сфера, отношения, компетенции, выбор, educational standards, activity types, research, learning, professional field, ever |
На основе анализа педагогических подходов, реализуемых в Федеральных государственных образова- тельных стандартах общего и профессионального образования, предлагается пересмотреть ориентацию на освоение определённых видов деятельности, чтобы осуществить более чёткую преемственность в их освое- нии. К результатам анализа внедрения педагогических подходов можно отнести три основных положения:освоение исследовательского вида деятельности не должно быть массовым, этот вид деятельности должен осваиваться теми учащимися, которые мотивированы к нему внутренними потребностями; 2) более массо- вым должно быть освоение деятельности в бытовой сфере, которая может стать средством, мотивирующим учащихся к личностному развитию; 3) связующим звеном прежних целей образования в виде усвоенного знания с новыми целями по умению использовать полученные знания в определённых видах деятельности может служить категория «отношения» к полученному знанию. Данная категория пока слабо представлена в существующем образовании, но именно она может способствовать усилению этических позиций в нём. Возни- кающие при этом изменения в целях образования рассматриваются на примере биологического образования. Несмотря на то, что предлагаемые изменения не противоречат основным направлениям обновления естествен- но-научного образования, обозначенные положения являются дискуссионными и требуют обсуждения как пе- дагогами-исследователями, так и педагогами-практиками, а также представителями общественности. |
![]() |
1 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во «Книга по требованию», 2004. 130 с. 2 . Зубкова О.А., Шептуховский М.В., Марков Д.С. Проектная деятельность школьников по естествознанию: опыт организации // Вестник Нижегород- ского университета. Серия: Социальные науки. 2017. № 2 (46). С. 128-136. 3 . Лебедева О.В. Диагностика умений и навыков исследовательской деятельности учащихся при обучении физике в школе // Преподавание физико- математических и естественных наук в школе: традиции и инновации: Тезисы Всероссийской научно- методической конференции 29-30 марта 2017 г. Нижний Новгород, 2017. С. 12. 4 . Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. / Центр «Эйдос». URL: WWW/ei- dos.ru/news/compet/htm. 5 . Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Сер. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004. 40 с. 6 . Пентин А.Ю. На пути к концепции естествен- нонаучного образования // Преподавание физико- математических и естественных наук в школе: традиции и инновации: Тезисы Всероссийской научно- методической конференции 29-30 марта 2017 г. Нижний Новгород, 2017. С. 7. 7 . Николина В.В. Экологические ценности как базисная основа формирования экологической культуры личности // Современные эколого-образовательные стратегии: Коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. С. 51-57. 8 . Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Концептуальные основы формирования культурно-экологической образовательной среды // Современные эколого-образовательные стратегии: Коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. С. 78-116. 9 . Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. М., 2011. 180 с. 10 . Картавых М.А. Профессиональное образование в области экологического менеджмента и аудита: исторические аспекты и современные тенденции развития // Современные эколого-образовательные стратегии: Коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. С. 224-240. 11 . Ермаков А.С., Ермаков Д.С. Форсайт экологических профессий // Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: Коллективная монография / Под ред. Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, А.И. Макшеевой. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 196-210. 12 . Алексеев С.В. Профессиональные компетенции учителя экологии: анализ и прогноз фонда оценочных средств и результаты их использования // Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: Коллективная монография / Под ред. Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, А.И. Макшеевой. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 253- 265. 13 . Швец И.М. Отслеживание сформированности биоэтической компетенции студентов-биологов: подходы к созданию фонда оценочных средств и результаты их использования // Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: коллективная монография / Под ред. Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, А.И. Макшеевой. Н. Новгород: Ми- нинский университет, 2015. С.253-265. |