Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: ОТ МЕЖПРЕДМЕТНОСТИ К ИНКУЛЬТУРАЦИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378, 373
Страницы
216-223
Ключевые слова
междисциплинарность, трансдисциплинарность, интеграция, инкультурация, общеобразовательная школа, высшая школа, междисциплинарные учебные курсы, системный подход, биоэтика, interdisciplinarity, transdisciplinarity, integration, inculturation, secondary sc

Авторы
Швец И.М.
Мальцева А.А.

Место работы
Швец И.М.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Мальцева А.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Проанализированы толкование и специфика понятия «междисциплинарность» и смежных с ним терминов в различных научных областях; описаны этапы развития междисциплинарности от организации межпредметных связей до создания трансдисциплинарных учебных курсов. Рассматривается актуальная проблема внедрения идей междисциплинарности и интеграции знания в учебный процесс с позиций системного подхода; дан обзор некоторых школьных учебных курсов, программы которых имеют междисциплинарный характер.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. 76 с.
2 . Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 193-201.
3 . Интеграция современного научного знания: Методологический анализ / Костюк Н.Т. [и др.]. Киев: Вища школа, 1984. 184 с.
4 . Вернадский В.И. Размышление натуралиста: Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. 192 с.
5 . Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. C. 152-155.
6 . Киященко Л.П. Феномен трансдисциплинарности - опыт философского анализа // Santalka. Filosofija. 2006. Т. 14. № 1. С. 17-38.
7 . Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2009. 205 с.
8 . Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. 2004. Т. 1. № 1. С. 82-91.
9 . Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.
10 . Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 63-68.
11 . Стёпин В.С. Философия природы и постнеклассическая рациональность // Философия природы сегодня / Ред. И.К. Лисеев, В. Луговский; Пер. с польск. яз. В.Л. Васюкова, Е.Н. Шульги. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С.13-28.
12 . Ветров Ю.П., Калинин И.В. Синергия междисциплинарности // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 155-158.
13 . Урсул А.Д. Философия и интегративно-научные процессы. М.: Наука, 1981. 367 с.
14 . Филиппов Я.О. Инкультурация: междисциплинарность содержания, многомерность структуры и многообразие образовательно-воспитательной функции в современном обществе // Вестник РМАТ. 2014. № 1(10). С. 106-111.
15 . Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Integration of Education. 2015. Vol. 19. № 1. P. 111-117.
16 . Барболин М.П. Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 2. Т. 2. С. 150-157.
17 . Mirskiy E.M. Mezhdisciplinarnye issledovanija v sovremennoj nauke [Interdisciplinary research in modern science]. Moscow: INION Publ., 1978. 57 p.
18 . Ткачёв К. Интернет - источник ресурсов по экологическому образованию // Экологическое образование детей: каталог ресурсов / Сост. Л.Г. Богдан, Е.А. Козерчук, Е.В. Пащенко; ред. С.М. Пиняев. М.: ИСАР: СоЭС, 2000. 200 с.
19 . Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология, 10-11 класс: Учеб. для проф. школ. М.: Просвещение, 1998. 270 с.
20 . Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. 96 с.
21 . Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля // Биология в школе. 2010. № 5. С. 26-32.
22 . Швец И.М. Системность как способ экологизации школьного естественнонаучного образования: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. 212 с.
23 . Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З.А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 344 с.
24 . Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014. 144 с.
25 . Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) / Под ред. С.В. Алексеева. СПб.: Союз художников, 2000. 130 с.