МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: ОТ МЕЖПРЕДМЕТНОСТИ К ИНКУЛЬТУРАЦИИ |
научная статья | 378, 373 | ||
216-223 | междисциплинарность, трансдисциплинарность, интеграция, инкультурация, общеобразовательная школа, высшая школа, междисциплинарные учебные курсы, системный подход, биоэтика, interdisciplinarity, transdisciplinarity, integration, inculturation, secondary sc |
Проанализированы толкование и специфика понятия «междисциплинарность» и смежных с ним терминов в различных научных областях; описаны этапы развития междисциплинарности от организации межпредметных связей до создания трансдисциплинарных учебных курсов. Рассматривается актуальная проблема внедрения идей междисциплинарности и интеграции знания в учебный процесс с позиций системного подхода; дан обзор некоторых школьных учебных курсов, программы которых имеют междисциплинарный характер. |
1 . Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. 76 с. 2 . Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 193-201. 3 . Интеграция современного научного знания: Методологический анализ / Костюк Н.Т. [и др.]. Киев: Вища школа, 1984. 184 с. 4 . Вернадский В.И. Размышление натуралиста: Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. 192 с. 5 . Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. C. 152-155. 6 . Киященко Л.П. Феномен трансдисциплинарности - опыт философского анализа // Santalka. Filosofija. 2006. Т. 14. № 1. С. 17-38. 7 . Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2009. 205 с. 8 . Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. 2004. Т. 1. № 1. С. 82-91. 9 . Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с. 10 . Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 63-68. 11 . Стёпин В.С. Философия природы и постнеклассическая рациональность // Философия природы сегодня / Ред. И.К. Лисеев, В. Луговский; Пер. с польск. яз. В.Л. Васюкова, Е.Н. Шульги. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С.13-28. 12 . Ветров Ю.П., Калинин И.В. Синергия междисциплинарности // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 155-158. 13 . Урсул А.Д. Философия и интегративно-научные процессы. М.: Наука, 1981. 367 с. 14 . Филиппов Я.О. Инкультурация: междисциплинарность содержания, многомерность структуры и многообразие образовательно-воспитательной функции в современном обществе // Вестник РМАТ. 2014. № 1(10). С. 106-111. 15 . Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Integration of Education. 2015. Vol. 19. № 1. P. 111-117. 16 . Барболин М.П. Единство естественнонаучного и гуманитарного знания: взаимосвязь законов, закономерностей, принципов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 2. Т. 2. С. 150-157. 17 . Mirskiy E.M. Mezhdisciplinarnye issledovanija v sovremennoj nauke [Interdisciplinary research in modern science]. Moscow: INION Publ., 1978. 57 p. 18 . Ткачёв К. Интернет - источник ресурсов по экологическому образованию // Экологическое образование детей: каталог ресурсов / Сост. Л.Г. Богдан, Е.А. Козерчук, Е.В. Пащенко; ред. С.М. Пиняев. М.: ИСАР: СоЭС, 2000. 200 с. 19 . Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология, 10-11 класс: Учеб. для проф. школ. М.: Просвещение, 1998. 270 с. 20 . Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. 96 с. 21 . Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля // Биология в школе. 2010. № 5. С. 26-32. 22 . Швец И.М. Системность как способ экологизации школьного естественнонаучного образования: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. 212 с. 23 . Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З.А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 344 с. 24 . Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014. 144 с. 25 . Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) / Под ред. С.В. Алексеева. СПб.: Союз художников, 2000. 130 с. |