ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ |
научная статья | 378.147 | ||
199-206 | компетентностный подход в образовании, интерактивные методы обучения, рынок труда, тренинг, ролевая игра, групповая дискуссия, case-study, социальная адаптивность, competency-based approach in education, interactive teaching methods, labor market, trainin |
Представлены результаты исследования эффективности применения интерактивных методов в обучении студентов. Интерактивные методы относятся к инновационным технологиям, рекомендованным для применения в рамках компетентностного подхода к организации процесса обучения в высших учебных заведениях. Эмпирическое исследование проводилось методом структурированного интервью студентов ( N = 75, 2015), принявших участие в серии из шести открытых тренингов с применением интерактивных методов в учебном процессе. Установлено, что включение интерактивных методов в образовательный процесс позволяет усилить взаимосвязь учебного материала с его практическим применением в дальнейшей профессиональной деятельности студентов, способствует активации исследовательской активности и формированию социальной адаптивности будущих специалистов, что соответствует запросу современного российскогорынка труда. |
1 . Столбова И.Д., Дударь Е.С. Компетентност-ный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26064/1/unup-2012-01-12.pdf (дата обращения: 17.12.2015). 2 . Материалы исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: http://issek. hse.ru/press/154579444.html (дата обращения: 17.12.2015). 3 . Работодатели не понимают поколение Y: Материалы исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111816/ rabotodateli-ne-ponimayut-pokolenie-y/ (дата обращения: 20.12.2015). 4 . Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. 5 . Байденко В.И. Концептуальная модель госу-дарственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 22 с. 6 . Селезнева Н.А., Азарова Р.Н. Системное проектирование и обоснование компетентностно-ориентированнных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 54 с. 7 . Пашковская И.Н., Королёва Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 103 с. 8 . Дольше всего на одном месте работают мед-сестры и учителя, квалифицированные рабочие и микробиологи: Материалы исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superjob.ru/research/artic-les/111767/dolshe-vsego-na-odnom-meste-rabotayut-med sestry-i-uchitelya-kvalificirovannye-rabochie-i-mikrobio logi/ (дата обращения: 20.12.2015). 9 . Мониторинг трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 20.12.2015). 10 . Выбираем первую профессию по призва-нию, советам родителей и воле случая, переквалифицируемся из-за обстоятельств и стремления заработать: Материалы исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111850/ vybiraem-pervuyu-professiyu-po-prizvaniyu-sovetam-roditelej-i-vole-sluchaya-perekvalificiruemsya-iz-za-obstoyatelstv-i-stremleniya-zarabotat/ (дата обращения: 21.12.2015). 11 . Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диа-гностики мотивации учения студентов педагогиче-ского вуза // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_ version.pdf (дата обращения: 21.12.2015). 12 . Панфилова А.П. Игротехнический менедж-мент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. СПб.: Знание, 2003. 536 с. 13 . Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; Сидоренко и Ко, 2007. 336 c. 14 . Нагоров П.С. Диалектика изменения формы и содержания понятия «педагогическая технология» и современные принципиальные основы ее формирования // Российский научный журнал. 2008. № 1(2). С. 140-147. |