Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

НАУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ (КРИТИЧЕСКОМУ) МЫШЛЕНИЮ И ВИЗУАЛЬНАЯ ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРАКТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
001.81, 003.63, 37.022, 378.147
Страницы
199-203
Ключевые слова
высшее образование, научение, критическое (научное) мышление, визуальная объективизация знаний, онтография

Авторы
Волков Е.Н.

Место работы
Волков Е.Н.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматривается необходимость улучшения научения в высшем образовании через изменение содержания и технологии двух базовых элементов: навыков мышления и форм представления знаний. Технология критического (научного) мышления, продвигаемая организацией Foundation For Critical Thinking (США), предлагается в качестве обязательного курса для всех уровней высшего образования. Определённые формы визуальной объективизации знаний, прежде всего сетевидные концепт-карты, оцениваются как наиболее релевантные для представления онтологических моделей (онтографии) в базах знаний и в процессе научения. Первоочерёдность и высокая продуктивность повсеместного внедрения обоих инструментов в практику высшего образования обосновывается их свойствами и накопленным опытом.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.
2 . Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад): сайт. - URL: http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html (дата обращения: 29.01.2015).
3 . A Test of Leadership: Charting the Future of U.S. Higher Education. Final Report of the Secretary's Commission on the Future of Higher Education. 2006: сайт. - URL: http://www2.ed.gov/about/bdscomm/list/hied-future/reports/final-report.pdf (дата обращения: 30.01.2015).
4 . Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
5 . Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: Филинъ, 1998. 368 с.
6 . Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Марико В.В. Проект «Развитие критического мышления для высшего образования» в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. С. 11-21.
7 . Волков Е.Н. Почему в РКМЧП сомнительна претензия на критическое мышление: блог. - URL: http://evolkov.blogspot.com/2010/11/blog-post_05.html (дата обращения: 30.01.2015).
8 . Волков Е.Н. Критическое мышление: да что же это такое?, или КМ как явление и как ярлык из двух слов: сайт. - URL: http://evolkov.net/critic.think/ described.crit.think.html (дата обращения: 30.01.2015).
9 . Periodic table of Visualization Methods: сайт. -URL: http://www.visual-literacy.org/periodic_table/ periodic_table.html (дата обращения: 01.02.2015).
10 . Схемо.рф: сайт. - URL: http://xn--e1aogju.xn--p1ai/ (дата обращения: 31.01.2015).
11 . Envisioning the future of educational technology: сайт. - URL: http://www.envisioning.io/education (дата обращения: 31.01.2015).
12 . Прогноз развития образования до 2040 года: сайт. - URL: http://5coins.ru/2012/11/16/prognoz-razvitiya-obrazovaniya-do-2040-goda/ (дата обращения: 31.01.2015).
13 . Novak J.D., Ca?as A.J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them, Technical Report IHMC CmapTools 2006-01 Rev 01-2008, Florida Institute for Human and Machine Cognition, 2008: сайт. - URL: http://cmap.ihmc.us/Publications/Research Papers/TheoryUnderlyingConceptMaps.pdf (дата обра-щения: 30.01.2015).
14 . Lima M. The Power of Networks: Knowledge in an age of infinite interconnectedness. 2011: сайт. - URL: http://www.thersa.org/events/audio-and-past-events/2011/the-power-of-networks-knowledge-in-an-age-of-infinite-interconnectedness (дата обращения: 01.02.2015).
15 . What is designVUE?: сайт. - URL: http://www3. imperial.ac.uk/designengineering/tools/designvue (дата обращения: 01.02.2015).
16 . Bresciani S., Eppler M.J., Tan M., Chang K. Conveying Knowledge Using Visualization vs. Text: Empirical Evidence from Asia and Europe // In: Tochtermann K., Maurer H. (Eds.) Proceedings of I-KNOW 2010. Р. 483-488. - URL: https://www.academia.edu/2835205/ Conveying_Knowledge_Using_Visualization_vs._Text_Empirical_Evidence_from_Asia_and_Europe (дата обращения: 01.02.2015).
17 . Волков Е.Н. Онтографический манифест: сайт. - URL: http://evolkov.net/ontography/ontography. manifest.html (дата обращения: 01.02.2015).
18 . Объясняшки: сайт. - URL: http://xplainto.me/ (дата обращения: 01.02.2015).
19 . Гевлич С. Объясняшки. Передаём смыслы: сайт. - URL: http://interesno.co/mag/5fb5396a3198 (дата обращения: 01.02.2015).