МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН |
научная статья | 316.74:82 | ||
128-135 | массовая культура, читательская культура, феномен «nobrow», облегченное качество, развлекательность, серийные выпуски, литературный вкус, стереотипные сюжеты |
Анализируется массовая литература как культурный феномен, определяются истоки его формирования. Выделяются характеристики и критерии массовости современной российской, и в частности детской, литературы. Для этого применены методы сравнения, синтеза, анализа, логического подхода. Обзор вариантов западного, в первую очередь американского, перехода к формированию нового слоя массовой культуры иллюстрирует процесс превращения искусства в ремесло, замену уникальности технологизацией и стандартизацией, с просчитываемой рентабельностью. Анализируются как негативные эффекты (низкое качество и отсутствие художественной ценности текстов), так и некоторые позитивные результаты процесса массовизации литературной культуры, в частности феномен «nobrow». В качестве элементов новизны акцентируется внимание на ключевых критериях, которыми массовая литература обладает как литературное направление и культурныйфеномен. |
1 . Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ, 1998. 80 с. URL: http://www.iek.edu.ru/pub-lish/pusl5.htm (дата обращения: 03.03.2015). 2 . Мещеряков В.П. Введение в литературо-ведение. Основы теории литературы. М.: Юрайт, 2013. 422 с. 3 . Купина Н.А., Литовская М.А., Николина Н.А. Массовая литература сегодня: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2010. 424 с. 4 . Айтматов Ч. В ожидании XXI века // Извес-тия. 1998. 7 февраля. 5 . Кавелти Дж. Изучение литературных фор-мул // НЛО. 1996. № 22. С. 33-64. 6 . Черняк М.А. Массовая литература XX века. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://russianliter.ru/file.cgi?id=487 (дата обра-щения: 07.02.2016). 7 . Бодлер Ш. Цветы Зла / Пер. с франц. Адриана Ламбле. М.: Водолей, 2012. 220 с. 8 . Сибрук Дж. Nobrow. Культура Маркетинга. Маркетинг культуры. Изд-во «Ад Маргинем», 2012. 240 с. 9 . Рейтблат А. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница // НЛО. 2006. № 77. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77/re38.html (дата обращения: 03.03.2015). 10 . Золотухина О. Изучение русской литерату-ры в советской школе. URL: http://russian-litera-ture.com/ru/education/krasnoyarsk/olesya-zolotuhina-izuchenie-russkoy-literatury-v-sovetskoy-shkole (дата обращения: 03.03.2015). 11 . Фортунатова В.А. Возможное и вероятное как основа развития эмоционального интеллекта в регистре мировой литературной классики // Мо-лодой ученый. 2015. № 22.1. 222 с. 12 . Кабачек О. Читающие и нечитающие под-ростки: в чем разница? // Семейное чтение. 2007. № 5. С. 29-31. 13 . Яковлева Ю. Состояние литературы: дет-ские книги в России. Материалы Круглого стола редакторов на Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/ literature/7485 (дата обращения: 25.07.2015). 14 . Печать Российской Федерации в 2014 году: статистический сборник. М.: РКП, 2015. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения: 02.04.2015). 15 . Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. 122 c. URL: http://storage.elib.mgup.ru/5/Mzhelskay_ uch_pos_2011.pdf (дата обращения: 03.04.2015). 16 . Тульчинский Г.Л. Массовая литература в современном обществе: эволюция жанров - к персонологичному фэнтези // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: Сб. науч. ст. СПб.: СПГУТД, 2009. 336 с. |