Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ»


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
33.338.242
Страницы
17-24
Ключевые слова
клиентоориентированный подход развития организаций, инструменты клиентоориентированности, удовлетворенность клиентов

Авторы
Ефремова М.В.
Чкалова О.В.

Место работы
Ефремова М.В.
Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Чкалова О.В.
Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Целью данного исследования является обобщение и систематизация имеющихся в российской и зарубежной практике подходов к определению клиентоориентированности и установление ее ключевых компонентов. На основе общелогических методов исследований проанализированы научные взгляды к определению понятия «клиентоориентированность». Использованы методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, группировок и классификаций. Выявлено два главных подхода к пониманию клиентоориентированности: вопервых, это набор инструментов выстраивания качественного обслуживания для клиентов, во-вторых, философия бизнеса, пронизывающая все бизнес-процессы организации и направленная на удовлетворение потребностей клиентов. Определены основные компоненты клиентоориентированности: умение выделить целевую группу, понимание и предвидение потребностей клиентов, предложение клиентам кастомизированных товаров с акцентом на эмоциональную составляющую, ориентация не на привлечение, а на удержание клиентов, выстраивание с клиентами индивидуальных коммуникаций и долговременных связей; эффективность основана на оценке и мониторинге удовлетворенности клиентов. Результаты данного исследования являются основой для решения прикладных и научных проблем, связанных с формированием и развитием клиентоориентированности в российской наукеи практике.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Gebauer H., Kowalkovski C. Customer-focused and service focused orientation in organizational struc-tures // Journal of Business and Industrial Marketing. 2012. V. 27. № 7. P. 527-537.
2 . Porter M., Kramer M. How to Fix Capitalism and unleash a new wave of growth // Harvard Business Review. 2011. - January/February. P. 48-58.
3 . Vargo S., Lusch R. Evolving to a New Dominant Logic for Marketing //Journal of Marketing. 2004. V. 68 (January). P. 1-17.
4 . Drucker P.F. From Marketing Mix to Relationship Marketing: Towards a Paradigm Shift in Marketing // Management Decision. 1994. V. 32. № 2. P. 4-20.
5 . Kohli A., Jaworski B. Market Orientation: The construct, Research Propositions, and Managerial Implication // Journal of Marketing. 1990. V. 54. № 2. P. 1-18.
6 . Narver J.C., Slater S.F. The Effect of a Market Orientation on Business Profitability // Journal of Marketing. 1990. V. 54. № 4. P.20-35.
7 . Saxe R., Weitz B.A. The SOCO scale: a Measure of the Customer Orientation of Salespeople // Journal of Marketing Research. 1982. V. 19. № 3. P. 343-351.
8 . Webster F. The Future Role of Marketing in the Organization // In: Lehmann D., Jocz K. (eds.). Reflections on the Future of Marketing. Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 1997. Р. 39-66.
9 . Berry L.L., Shostack G. L., Upah G. D. Relation-ship Marketing // Emerging Perspectives on Services Marketing. Chicago: AMA, 1983. P. 25-28.
10 . Пепперс Д., Роджерс М. Управление отношениями с клиентами: Как превратить базу ваших клиентов в деньги. М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2006. 336 с.
11 . Ребязина В.А., Смирнова М.М. Клиентоориентированность российских компаний: результаты эмпирического исследования // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по про-блемам развития экономики и общества: в 4 книгах. Книга 3 / Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 265-269.
12 . Яшина О.В. Клиентоориентированность корпорации - сущность категории и основные цели //Молодежь и наука: Сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section 021.html (дата обращения: 24.08.2015).
13 . Fader P. Customer Centricity: Focus on the Right Customers for Strategic Advantage (Wharton Executive Essentials). Wharton Digital Press, 2012. P. 128.
14 . Kumar V., Sunder S., Leone R. Measuring and Managing a Salesperson's Future Value to the Firm // Journal of Marketing Research. 2014. V. 51. № 5. P. 591-608.
15 . Ngobo P.-V., Casta J.-F., Ramond O. Is Customer Satisfaction a Relevant Metric for Financial Analysts? // Journal of the Academy of Marketing Science. 2011. V. 40. № 3. P. 480-508.
16 . Skiera B., Bermes M., Horn L. Customer Equity Sustainability Ratio: A New Metric for Assessing a Firm’s Future Orientation // Journal of Marketing. 2011. V. 75. P. 118-31.
17 . Греф Г. Интервью Президента, Председателя Правления Сбербанка России Г. О. Грефа // Деньги и кредит. 2011. № 11. С. 5.
18 . Загребной В. Клиентоориентированность - основной залог успеха на рынке страхования в условиях жесткой конкуренции // ЭКСПЕРТ. 2008. № 36. С. 62.
19 . Рыжковский Б. Когда клиент голосует день-гами? //Управление компанией. 2005. № 7. С. 46-48.
20 . Cross V. Customer Orientation Examples [Electronic resource]. URL: http://smallbusiness.chron.com/ customer-orientation-examples-10201.html. (дата обращения: 22.08.2015).
21 . Hennig-Thurau T. Customer Orientation of Service Employees: Its Impact on customer Satisfaction, Commitment, and Retention // International Journal of Service Industry Management. 2004. V. 15. № 5. P. 460-478.
22 . Хохлова Т.П. Генезис компетентностно ориентированной модели управления: от истоков к перспективам // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 4-13.
23 . Цветков М.А., Цветкова И.Ю. Влияние гло-бальных изменений на подходы к развитию инновационно-активного предпринимательства // Россий-ское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 4-14.
24 . Шавровская М.Н. Клиентоориентированность персонала как комплексная профессиональная компетенция // Вестник Омского университета. Серия «Эко-номика». 2011. № 4. С. 225-229.
25 . Готовац С. Клиентоориентированность формирует будущее компании // Управление персоналом. 2012. № 11. С. 39-41.
26 . Зинкевич А. Секреты клиентоориентированности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 43 с.
27 . Колотухин Э. Клиентоориентированность. E-xecutive.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/819115/ (дата обра-щения: 24.08.2015).
28 . Патлах И. Клиентоориентированность как философия бизнеса // Ваш Бизнес. 2011. № 10. С. 24-26.
29 . Руднев Р.В. Клиенториентированный подход в работе современной строительной компании // Рекламный рынок России: проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Орёл: ОрёлГИЭТ, 2010. С. 49-54.
30 . Alarm I., Perry Ch. A Customer-oriented New Service Development Process // Journal of Services Marketing. 2002. 16(6). P. 515-534.
31 . Henderson J.L. Assessing Customer Orientation in Public, Non-profit Organizations: a Profile of Ohio State University Extension // Journal of Agricultural Education. 1998. V. 39. № 4. P. 11.
32 . Fornell C., Rust R., Dekimpe M. The Effect of Customer Satisfaction on Consumer Spending Growth // Journal of Marketing Research. 2010. V. 47. № 1. P. 28-35.
33 . Бусаркина В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки // Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (24). С. 179-182.
34 . Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентирован-ный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 800 с.
35 . Лошков В. Клиентоориентированность, в чем суть? [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: http://www.rosbo.ru/articles.php?cat_id=2&id=2. (дата обращения: 22.08.2015).
36 . Третьяк О.А., Рожков А.Г. Ориентация на клиента: моделирование и диагностика // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 4(46). С. 76-84.
37 . Levitt T. The Pluralization of Consumption. Harvard Business Review. 1988. V. 66. P. 7-8.
38 . Oliva R., Kallenberg R. Managing the Transition from Products to Services // International Journal of Service Industry Management. 2003. V. 14. № 2. P. 160-172.
39 . Tuli K.R., Kohli A.K., Bharadwaj S.G. Rethink-ing Customer Solutions: From Product Bundles to Relational Processes // Journal of Marketing. 2007. V. 71. № 3. P. 1-17.
40 . Wise R., Baumgartner P. Go Downstream: the New Imperative in Manufacturing // Harvard Business Review. 1999. V. 77. № 5. Р.133-41.
41 . Schulze C., Skiera B., Wiesel T. Linking Cus-tomer and Financial Metrics to Shareholder Value: The Leverage Effect in Customer-Based Valuation // Journal of Marketing. 2012. V. 76. № 2. P. 17-32.
42 . Моторина С. Клиентоориентированность должна стать ДНК, корпоративной религией компании // Управление персоналом. 2012. № 11. С. 42-50.
43 . Минитер Р. Миф о доле рынка. Почему «доля рынка» - «золото дураков» в бизнесе. М.: Добрая книга, 2003. 176 с.
44 . Саймон Г. Доля рынка и смерть бизнеса. Как управлять прибылью современной компании. М.: Вершина, 2008. 262 с.
45 . Parasuraman A., Zeithaml V.A. and Berry L.L. SERVQUAL: a Multiple Item Scale for Measuring Customer Perceptions of Service Quality //Journal of Retailing. 1988. V. 64. № 1. P. 12-37.
46 . Reichhel F.F. The Ultimate Question: Driving Good Profits and True Growth. Boston: Harvard Business School Publishing, 2006. 211 р.
47 . Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003. 863 с.
48 . Репьев А. Клиентоориентированность: какой она должна быть // Репьев А. Деловой мир. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://delo-voymir.biz/2013/07/02/klientoorientirovannost-kakoy-ona-dolzhna-byt.html (дата обращения: 24.08.2015).
49 . Якупаева С.Г., Коршуникова Ю.Е. Доверие и клиентоориентированность как факторы успеха фирмы // Экономические науки. 2013. № 6. С. 971-975.
50 . Coltman T., Devinney T.M., Midgley D.F. Customer relationship management and firm performance // Journal of Information Technology. 2010. V. 26. № 3. Р. 205-219.
51 . Heiens A.R. Market Orientation Toward an Integrated Framework // Academy of Marketing Science Review. 2000. № 1. P.1-4.