ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НЕЗАВЕРШЕННЫХ ЗАДАЧНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ |
научная статья | 372.851 | ||
147-152 | поисковая активность, незавершенная задачная ситуация, классификация незавершенных задачных ситуаций, задача, этапы решения задач, мотивация, технология обучения дидактическим единицам в контексте незавершенности, эффект Зейгарник, индивидуальные особенно |
Рассматривается содержание понятий «поисковая активность» и «незавершенная задачная ситуация», приводится классификация незавершенных задачных ситуаций. Представляется поэтапная структура реализации каждой из приведенных незавершенных задачных ситуаций, раскрывается сущность технологии обучения основным дидактическим единицам школьного курса математики в контексте незавершенных задачных ситуаций. В методических рекомендациях на конкретном примере урока-практикума по решению текстовых задач «на движение» рассматриваются пять классических этапов работы над задачей и на каждом из этапов конструируются незавершенные ситуации. Отмечаются специфика использования незавершенных задачных ситуаций в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также усиление эффективного применения незавершенных задачных ситуаций с помощью групповых методов работы. |
1 . Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 500 с. 2 . Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования. Саранск: МГПИ, 2001. 252 с. 3 . Родионов М.А., Макаров Ю.А. Психология мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Пенза: ПГПУ, Общество «Знание» России, 2004. 186 с. 4 . Родионов М.А., Макарова С.А. Методологические основы проектирования мотивационно ориентированной среды учреждения дополнительного образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 120-125. 5 . Rodionov M., Velmisova S. Development of the theme in the process of geometrical problems solution // The Materials of the 16th Conference on Applied and Industrial Mathematics. «Agora» Oradea Romania: University, 2008. P. 55. 6 . Родионов М.А., Гусева Е.В. Организация рефлексивного поиска решения на основе деятельностно-процессуального подхода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 181-190. 7 . Rodionov M., Dedovets Z. «Uncompleted» Situations as the Tool for Developing Motivation in the Mathematics Classroom at Secondary School // The Materials of Canadian International Conference on Education. Toronto, 2011. P. 405-408. 8 . Пойа Д. Как решать задачу / Пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1959. 208 с. 9 . Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 256 с. 10 . Родионов М.А., Гусева Е.В. Развитие поисковой активности школьников с использованием незавершенных задачных ситуаций // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Физико-математические и технические науки. 2012. № 30. С. 518-523. 11 . Иванова Т.А. и др. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с. 12 . Гузеев В.В. Применение в обучении эффекта незавершенного действия // Математика в школе. 1994. № 1. C. 24-29. |