Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НОВОГО ТИПА


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.2
Страницы
133-146
Ключевые слова
аспирантские исследовательские школы, Болонский процесс, исследовательские навыки, структурированные программы аспирантуры, опыт аспирантуры Нижегородского государственного университета, postgraduate research schools, Bologna process, research skills, str

Авторы
Бедный Борис Ильич
Казанцев Виктор Борисович
Миронос Алексей Андреевич
Половинкина Елена Олеговна
Рыбаков Николай Валерьевич

Место работы
Бедный Борис Ильич
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Казанцев Виктор Борисович
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Миронос Алексей Андреевич
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Половинкина Елена Олеговна
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Рыбаков Николай Валерьевич
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod


Аннотация
Описан первый в российских университетах опыт создания и функционирования аспирантских исследовательских школ - специализированных университетских структур, обеспечивающих предельно тесную привязку научной молодежи к крупным конкурентоспособным научным коллективам, располагающим необходимыми кадровыми, финансовыми и инфраструктурными ресурсами для подготовки научных и научно-педагогических работников в соответствии с современными международными стандартами. Рассмотрены мировые тенденции развития аспирантуры как третьего уровня высшего образования, вопросы организации исследовательской и образовательной подготовки аспирантов, финансирования диссертационных исследований, развития сетевых взаимодействий, мобильности аспирантов и преподавателей исследовательских школ. Опыт создания и функционирования исследовательских школ ННГУ может быть полезен для ведущих российских университетов, перед которыми стоит задача повышения международной конкурентоспособности, поиска новых методов и форм подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным научным направлениям.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Bitusikova А. The recent trends and develop-ments in doctoral studies in Europe // Universita degli Studi di Roma Tor Vergata. 2010, October 13.
2 . Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 99-115.
3 . Trends 2010: A Decade of chance in European Higher Education. - URL: www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/bologna/2010_conference/documents/ eua_trends_2010.pdf (дата обращения: 31.08.2015).
4 . Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 544 с.
5 . Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-89.
6 . Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3-15.
7 . Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 8. С. 23-27.
8 . Kehm В.М. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects / Ed. by J. Sadlak (Studies on Higher Education). UNESCO/CEPES. Bucharest, 2004. - URL: www.unesdoc.unesco.org/images/0013/001364/136456e. pdf (дата обращения: 15.04.2014).
9 . Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т. 4. № 4. С. 27.
10 . Eggermont J. General skills development in doctoral training // Bolonga-Projekte der Osterreichischen Universitatskonferenz. 2008. 9 Dezember. Wein, 2008. - URL: www.unico.ac.at/upload/abstract_skillsdevelop-ment_ wein_dec08.pdf (дата обращения: 15.04.2014).
11 . Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42.
12 . Институт аспирантуры и докторантуры ННГУ. - URL: http://www.phd.unn.ru/ (дата обращения: 14.05.2015).
13 . Нижегородский нейронаучный центр Института живых систем ННГУ. - URL: http://neuro.nnov.ru/obschaya-informaciya/ (дата обра-щения: 04.04.2015).
14 . Лаборатория исследования внеклеточного матрикса мозга. - URL: http://www.brain-ecm.com/index.php/ru/ (дата обращения: 04.04.2015).
15 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
16 . Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиито-ва З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационный метод «Проблемно-ориентированного обучения» (Problem-based learning - PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114.
17 . Национальная Сеть Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках БиоН. - URL: http:// www.neurobiotech.ru (дата обращения: 10.06.2015).