ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НОВОГО ТИПА |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378.2 | ||
133-146 | аспирантские исследовательские школы, Болонский процесс, исследовательские навыки, структурированные программы аспирантуры, опыт аспирантуры Нижегородского государственного университета, postgraduate research schools, Bologna process, research skills, str |
Описан первый в российских университетах опыт создания и функционирования аспирантских исследовательских школ - специализированных университетских структур, обеспечивающих предельно тесную привязку научной молодежи к крупным конкурентоспособным научным коллективам, располагающим необходимыми кадровыми, финансовыми и инфраструктурными ресурсами для подготовки научных и научно-педагогических работников в соответствии с современными международными стандартами. Рассмотрены мировые тенденции развития аспирантуры как третьего уровня высшего образования, вопросы организации исследовательской и образовательной подготовки аспирантов, финансирования диссертационных исследований, развития сетевых взаимодействий, мобильности аспирантов и преподавателей исследовательских школ. Опыт создания и функционирования исследовательских школ ННГУ может быть полезен для ведущих российских университетов, перед которыми стоит задача повышения международной конкурентоспособности, поиска новых методов и форм подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным научным направлениям. |
1 . Bitusikova А. The recent trends and develop-ments in doctoral studies in Europe // Universita degli Studi di Roma Tor Vergata. 2010, October 13. 2 . Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 99-115. 3 . Trends 2010: A Decade of chance in European Higher Education. - URL: www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/bologna/2010_conference/documents/ eua_trends_2010.pdf (дата обращения: 31.08.2015). 4 . Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 544 с. 5 . Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-89. 6 . Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3-15. 7 . Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 8. С. 23-27. 8 . Kehm В.М. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects / Ed. by J. Sadlak (Studies on Higher Education). UNESCO/CEPES. Bucharest, 2004. - URL: www.unesdoc.unesco.org/images/0013/001364/136456e. pdf (дата обращения: 15.04.2014). 9 . Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т. 4. № 4. С. 27. 10 . Eggermont J. General skills development in doctoral training // Bolonga-Projekte der Osterreichischen Universitatskonferenz. 2008. 9 Dezember. Wein, 2008. - URL: www.unico.ac.at/upload/abstract_skillsdevelop-ment_ wein_dec08.pdf (дата обращения: 15.04.2014). 11 . Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42. 12 . Институт аспирантуры и докторантуры ННГУ. - URL: http://www.phd.unn.ru/ (дата обращения: 14.05.2015). 13 . Нижегородский нейронаучный центр Института живых систем ННГУ. - URL: http://neuro.nnov.ru/obschaya-informaciya/ (дата обра-щения: 04.04.2015). 14 . Лаборатория исследования внеклеточного матрикса мозга. - URL: http://www.brain-ecm.com/index.php/ru/ (дата обращения: 04.04.2015). 15 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с. 16 . Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиито-ва З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационный метод «Проблемно-ориентированного обучения» (Problem-based learning - PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114. 17 . Национальная Сеть Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках БиоН. - URL: http:// www.neurobiotech.ru (дата обращения: 10.06.2015). |