СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ |
научная статья | 316.346.32-053.6 | ||
42-48 | социальная креативность, условия развития, сензитивный возраст, профессиональные и личностные качества преподавателя |
Проанализированы существующие представления о факторах и условиях развития социальной креативности, систематизированы данные об условиях развития творческого и коммуникативного потенциалов личности. Также рассмотрены особенности микрогруппового климата, положительно влияющие на развитие социальной креативности личности. Особое внимание уделяется учету психологических особенностей студенческого возраста. Рассмотрены личностные и профессиональные качества преподавателя как носителя креативной среды. |
1 . Дружинин В.Н. Психология общих способно-стей. СПб.: Питер, 1999. 368 с. 2 . Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 36-46. 3 . Montuori A., Purser A.E. Deconstructing the lone genius myth: Toward a contextual view of creativity // Journal of Humanistic Psychology. 1995. Vol. 35. P. 69-112. 4 . Filipczak B. It takes all kinds: Creativity in the work force // Training. 1997. Vol. 34. P. 32-39. 5 . Krohe K. Managing creativity // Across the Board. 1996. Vol. 33. P. 16-21. 6 . Green H. How creative minds work // Campaign. September 20, 1996. P. 22-23. 7 . Amabile T.M., Conti H., Lazenby J., Herron M. Creative environment at work // Academy of Manage-ment Journal. 1996. Vol. 36. P. 1154-1184. 8 . Turnipseed D. The relationship between the so-cial environment of organizations and the climate for innovation and creativity // Creativity and Innovation Management. 1994. Vol. 3. P. 184-195. 9 . Service R.W., Boockholdt J.R. Factors leading to innovation: A study of managers' perspectives // Creativ-ity Research Journal. 1998. Vol. 11. P. 295-307. 10 . Greenberg E. Creativity, autonomy and evalua-tion of creative work: Artistic workers in organizations // Journal of Creative Behavior. 1992. Vol. 4. P. 25-36. 11 . Barker J. Bright lights // Sales & Marketing Management. 1995. Vol. 147. P. 524-527. 12 . Majaro S. Strategy search and creativity: The key to corporate renewal // European Management Journal. 1992. Vol. 10. P. 230-238. 13 . Oldham G.R, Cummings A. Employee creativity: Personal and contextual factors at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39. P. 607-634. 14 . Stein M.I. Creativity is people // Leadership and Organizational Development Journal. 1991. Vol. 12. P. 4-10. 15 . Caudron S. Strategies for managing creative workers // Personnel Journal. 1994. Vol. 73 (12). P. 104-113. 16 . Jalan A., Kleiner B.H. New developments in de-veloping creativity // Journal of Managerial Psychology 1995. Vol. 10. P. 20-23. 17 . Ekvall G. Organizational conditionals and levels of creativity // Creativity and innovation management. 1997. Vol. 6. P. 195-205. 18 . Ekvall G., Britz A. Perceptions of the best and worst climates for creativity: preliminary validation evi-dence for Situational Outlook Questionnaire // Creativity Research Journal. 2001. Vol. 13. No. 2. P. 171-184. 19 . Климов Е.А. Образ мира в разнотипных про-фессиях: Учебное пособие для студентов, обучаю-щихся по направлению и специальности «Психоло-гия». М.: Изд-во МГУ, 1995. 222 с. 20 . Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология // Пси-хология высшего образования. Минск, 1996. 300 с. 21 . Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с. 22 . Рыжов В.В, Зинин С.И. Профессионализм общения и эмпатийные способности личности // Ак-туальные проблемы науки и гуманитарного образо-вания. Сб. научн. трудов / Под ред. В.В. Рыжова. Вып. 2. Нижний Новгород, 2002. 23 . Edwards M.S. The technology paradox: efficien-cy versus creativity // Creativity Research Journal. 2000-2001. Vol. 13. No. 2. P. 221-228. 24 . Westby E.L., Dawson V.L. Creativity: Asset or burden in the classroom? // Creativity Research Journal. 1995. Vol. 8. P. 1-10. 25 . Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. P. 77-87. 26 . Amabile T.M., Gryskiewicz N.D. The creative environment scales: Work Environment Inventory // Creativity Research Journal. 1989. Vol. 2. P. 231-253. 27 . Mullen X. Creative management of right - brain types // Advertising Age. 1995. Vol. 66. P. 15-16. 28 . Lepper R., Hodell M. Intristic motivation in the classroom // Research on motivation in education. 1989. Vol. 3. P. 73-105. 29 . Eysenberger R., Armeli S. Can salient reward in-crease creative performance without reducing intristic creative interest? // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. P. 652-663. 30 . Eysenberger R., Armeli S., Pretz J. Can the promise of reward increase creativity? // Journal of Per-sonality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 704-714. 31 . Harrington D.M. Effects of explicit instructions to «be creative» on the psychological meaning of diver-gent thinking test scores // Journal of personality. 1975. Vol. 43. P. 434-454. 32 . Grigorenko E.L., Sternberg R.J. Styles of think-ing, abilities, and academic performance // Exceptional Children. 1997. Vol. 63. P. 295-312. 33 . 33. O'Hara L.A., Sternberg R.J. It does not hurt to ask: effects of instructions to be creative, practical or analytical on essay - writing performance ad their inte-raction with students' thinking styles // Creativity Re-search Journal. 2000-2001. Vol. 13. P. 197-210. 34 . Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с. 35 . Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Том 19. № 2. С. 144-161. 36 . Elliot A.J., Harackiewicz J.M. Goal setting, achivement orientation, and intristic motivation: a med-iational analysis // Journal of personality and social psy-chology. 1994. Vol. 66. P. 968-980. 37 . Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! / Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб-ное пособие для студентов / Состав. и авторы ввод. очерков А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М.: Меж-дународная педагогическая академия, 1995. С. 284-312. 38 . Рыжов В.В. Иноязычные способности: Учеб-ное пособие. Нижний Новгород, 2001. 192 с. 39 . Рыжов В.В. Психологические основы комму-никативной подготовки педагога. Нижний Новгород, 1994. 182 с. 40 . Howell J.M., Avolio B.J. Transformational lea-dership, transactional leadership, locus of control and support for innovation: key predictors of consolidated business unit performance // Journal of Applied Psychol-ogy. 1993. Vol. 78. P. 891-902. 41 . Jung I. Transformational and transactional lea-dership and their effects on creativity in groups // Crea-tivity Research Journal. 2000-2001. Vol. 13. No. 2. P. 185-195. 42 . Waldman D.A., Bass B.M., Yammarino F.J. Adding to contingent - reward behavior: The augment-ing effect of charismatic leadership // Group and Organi-zation Studies. 1990. Vol. 15. P. 381-394. 43 . Yammarino F.J., Spangler W.D., Bass B.M. Transformational leadership and performance: A longi-tudinal investigation // Leadership Quaterly. 1993. Vol. 4. P. 81-102. 44 . Матюшкин А.М. Концепция творческой ода-ренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. 45 . Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультиро-вания персонала организаций // Вопросы психоло-гии. 2000. № 3. С. 49-57. 46 . Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб-ное пособие для вузов. М.: Академич. Проект, 2000; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с. 47 . Хухлаева О.В. Психология развития: моло-дость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с. 48 . Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нерв-но-психическое состояние студентов как валеологи-ческая проблема // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 65-73. |