Сравниваются некоторые аспекты учений о бытии двух выдающихся «персональных центров» античной философии - Платона и Плотина. Предпринята попытка выявить тот общий корень, из которого произрастают их онтологические концепции, опираясь на их собственные тексты и также на исследование их творчества такими известными авторами, как А.Ф. Лосев, П. Адо, Дж.М. Рист, И.В. Берестов, Т.В. Васильева, Ю.А. Шичалин, А.Л. Доброхотов и ряд других. Центральное и главное, что объединяет платоновскую и плотиновскую теории бытия, состоит в их принадлежности к объективно-идеалистической парадигме, но имеющей свою, античную специфику, что отличает её от объективного идеализма всех других эпох. Даётся анализ этой специфики. Раскрываются также и различия между онтологиями Платона и Плотина, вытекающие из своеобразия и особенностей эпох, в которые они творили, из разности стиля и мироощущения этих мыслителей. Но при этом показано, что Плотин не является простым комментатором Платона, что он создал уникальную и самобытную теорию триадичного, эманирующего бытия, повлиявшую на дальнейшее развитие мировой философской мысли.
|