БАРЬЕРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ |
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА |
научная статья | 316.4.06 | ||
7-12 | социальная адаптация, социокультурная адаптация, субъект и объект адаптации, субъект и объект адаптации, барьеры адаптации, социальное самочувствие |
Рассматриваются особенности социокультурной адаптации студентов из дальнего зарубежья, обучающихся в российских вузах. Подчеркивается, что социокультурная адаптация для этой группы студентов является одним из главных условий, влияющих на успех социализации в высшей школе. На материалах авторского социологического исследования, проведенного в вузах г. Иваново, анализируются личностные и социальные барьеры, затрудняющие процесс адаптации: недостаточная языковая и информационная подготовленность к приезду в Россию, отсутствие интенсивных контактов с местным населением, проявления расовой и национальной дискриминации, неудовлетворительные бытовые условия. Определяется социальное самочувствие студентов в зависимости от времени пребывания в стране. Делается вывод о необходимости совершенствования организационной и учебной работы с иностранными студентами. |
1 . Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Автореф. дис? д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998. С. 32 2 . Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 81 3 . Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 346 4 . Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. С. 64-65 5 . Там же. С. 95-100 6 . Триандис Г.С. Культура и социальное поведение. М., 2007. С. 328 |