Статья посвящена анализу проблемы общения в русской и немецкой экзистенциальной философии (на примере философских воззрений Н.А. Бердяева и К. Ясперса). Понятия «я» и «ты» русский философ рассматривает в качестве экзистенциальных субъектов, участвующих в истинном общении. Множество «я» и разнообразие «ты» формирует то, что Бердяев называет «мы». Смысл «мы» полностью открывается в идее церкви. «Не-я», «оно» или объект оказывается неспособным вступать в настоящее общение. «Я» для Ясперса означает личность, наполненную подлинным самобытием. Только «я», обладающие внутренним сущностным наполнением, образуют связи между собой. Немецкий философ размышляет о таком феномене современности, как масса, где нивелируется человеческая личность, явно проступает псевдообщение. Существующий миропорядок грозит растворением индивида, следовательно, появляется возможность объективации коммуникации.
|