Данная статья посвящена одной из центральных проблем современного философского знания - социокультурному кризису рубежа XIX-XX вв. и роли культуры в развитии общества.
Сопоставительный анализ творческого наследия представителей русской религиозно-философской мысли Д.С. Мережковского и Н.А. Бердяева позволяет всесторонне осмыслить данный культурный феномен.
Мыслители не только задумывались о причинах и последствиях социокультурного кризиса в контексте истории, судьбы и предназначения России, но и стремились к осуществлению возможного варианта возрождения общества, основанного на приоритете духовной культуры. Обращение к творчеству Мережковского и Бердяева позволяет воссоздать более полную картину развития русского религиозного Ренессанса.
Категория «культура» для Мережковского и Бердяева - одна из основных в философии. Мыслители пришли к пониманию сущности культуры как системы, которая охватывает и определяет все сферы жизни. Философы вырабатывают культурфилософские позиции, строящиеся на противопоставлении понятий культуры и цивилизации, однако при очевидном тематическом совпадении их взгляды в характеристиках понятий имеют существенные различия.
Подробно представлена концепция взаимосвязи культуры и религии. Интерпретируя религию как начало и основание культуры, предвещая, что в будущем «культура заменит религию и сама станет религией», Мережковский и Бердяев демонстрируют потенциал духовной культуры как силы, способной трансформировать и стимулировать позитивные исторические изменения.
Сравнительный анализ взглядов Мережковского и Бердяева дает основание говорить о том, что объединяющим в их подходах было положение о примате духовной культуры над цивилизацией, являющейся гарантом человеческого творчества и залогом развития свободного общества в условиях кризиса. Философы обозначили и задачу будущего развития общества - духовная культура должна стать направляющим началом, задавать вектор цивилизационного развития.
|